Если уничтожать малые формы хозяйствования, то люди оттуда придут в города. Когда в Москве и Московской области соберется 30-35 миллионов человек, кто будет жить на освобожденной территории? Пустоты не бывает. Найдутся те, кто её займёт
В сюжет вокруг федеральных торговых сетей вплелась новая интрига: третий по объёмам продаж франко-турецкий ретейлер «Ашан» объявил о своей новой политике. Не очень старательно замаскированная её суть заключается в попытке взять под контроль отечественных производителей.
Итак, как сообщил интернет-портал Retail.ru, все поставщики продовольственных товаров «Ашана» были уведомлены, что с 1 января 2018 года они будут подвергнуты процедуре социального аудита по критериям французского ретейлера. Эту процедуру проведут девять аудиторских контор по стандартному чек-листу. Что интересует торговцев? Использует ли поставщик детский труд, как наказывает и поощряет своих работников (дисциплинарная практика), какова норма рабочего времени и размер его оплаты, безопасность рабочего места и общие условия труда.
Если «Ашан» что-то не устроит, он прекратит на время сотрудничество с поставщиком, дав ему, впрочем, три месяца на исправление, по истечении которых будет проведён повторный аудит.
«В случае обнаружения аудиторами критических нарушений социальных стандартов или несоблюдения этических норм, наша компания сразу же блокирует поставщика до ликвидации выявленных несоответствий», — так прокомментировал ситуацию порталу Retail.ru Тьерри Жоффруа, директор по качеству и методологиям «Ашан-Россия».
«Ашан» пытается взять на себя контрольные функции над социальными процессами отечественных производителей, в том числе планируя проверять деятельность государственных надзорных органов.
Вроде бы всё неплохо. И цели «Ашан» заявляет благие — кто ж будет спорить, что использование детского труда преступно и кощунственно. В «Ашане», уверен, знают об этом очень хорошо, ибо некоторое время тому назад он был оштрафован Федеральной антимонопольной службой за использование школьников в рекламе алкогольной продукции.Но абсурдность ситуации придаёт то обстоятельство, что в России существует и законодательная база, и соответствующие государственные ведомства, достаточно многочисленные, чтобы контролировать все перечисленные направления, определённые в «Ашане» как критические в сотрудничестве с поставщиками. Есть и соответствующие нормативы, которые определяют, соответствует ли деятельность, скажем, фермера, выращивающего яблоки, российским стандартам.
О детях вообще речи нет — их права защищает не одно ведомство — от прокуратуры до уполномоченного при Президенте России. Норма рабочего времени? Закреплена в КЗоТ, да и Конституция РФ также регулирует соответствующие вопросы. Безопасность рабочего места блюдут санитарно-эпидемиологическая служба, профсоюзы, инженеры по технике безопасности, пожарные, та же прокуратура…
Какими же штатами и уровнем компетентности должны обладать аудиторские комиссии, нанятые «Ашаном», чтобы заменить все эти многочисленные ведомства, обложенные нормативными инструкциями и федеральными законами? Да и позволит ли такой порядок достичь благих намерений, декларируемых ретейлером? К тому же, и это главное, подобные действия, если они будут реализованы, по существу означают ни много ни мало нарушение государственного суверенитета России!
Ведь «Ашан» берёт на себя функции госорганов, да ещё в ряде случаев с перспективой нарушить Конституцию России!
«Ашан» пытается взять на себя контрольные функции над социальными процессами отечественных производителей, в том числе планируя проверять деятельность государственных надзорных органов, — говорит Эльвира Агурбаш, руководитель крупного мясоперерабатывающего комплекса в Подмосковье. — Юридическое лицо с участием иностранного капитала будет обрабатывать персональные данные граждан РФ, как эта информация будет использована и куда она пойдёт. Опыт последних лет свидетельствует, что такие рычаги очень удобно использовать для захвата рынка в пользу своих, французских или турецких производителей».
Сергей Лисовский, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, считает, что «Ашан» сознательно конструирует методики, чтобы кому-то отказать, а кому-то дать преференции под предлогом заботы о потребителях. Сенатор уверен, что в итоге приоритет получат иностранные фирмы, а российские поставщики будут отсечены от рынка.
Особую пикантность ситуации придаёт то обстоятельство, что сам «Ашан» выглядит комично в роли радетеля высоких стандартов торговли, если вспомнить о баснословном количестве нарушений элементарных правил этой самой торговли, за что сетевики неоднократно подвергались штрафам и прочим санкциям.