В настоящее время нужно говорить не о правах торговых сетей, а о правах производителей. Пока что все идет к тому, что торговые наценки в торговых сетях придется ограничивать законодательно.
Сельхозпроизводители всё ещё неохотно прибегают к страхованию будущих урожаев. По мнению экспертов, ситуацию в этой сфере позволят изменить два фактора: дальнейшее совершенствование законодательства и выработка для этого рынка чётких правил игры.
По данным Минсельхоза, в текущем году режим чрезвычайных ситуаций объявлялся в 30 регионах, в девяти из них были большие потери урожая - на их компенсацию из госбюджета было выплачено почти 1,5 миллиарда рублей. «С 2014 года действуют механизмы страхования урожая. Однако из 1200 пострадавших хозяйств были застрахованы около 300. Мы спасли эти хозяйства в этом году в последний раз», — сообщил на ежегодной выставке «Золотая осень» директор департамента растениеводства Минсельхоза Пётр Чекмарёв.
Объём страхования в 2017 году упал на 73 процента. И это притом что агрострахование у нас осуществляется с государственной поддержкой. Соответствующий закон вступил в силу в 2012 году, а с 2014 года начал работать механизм компенсационных выплат.
Страховщики буквально толпятся в регионах, где погодные условия, как правило, не вызывают опасений, а вот там, где земледелие рискованное, их не дозовёшься.
При этом вообще отказываться от господдержки и надеяться только на добровольно страхование, как говорят некоторые эксперты, ни в коем случае не стоит. «Общий объём рынка агрострахования в мире составляет 30 миллиардов долларов, при этом 25 миллиардов — это агрострахование с госучастием. За рубежом развиты механизмы косвенного стимулирования к страхованию. Например, в Германии фермер никогда не получит от государства субсидирование, пока он не застраховался», — напомнил Корней Биждов.
Сельхозпроизводителям ситуация видится по-иному. «Агрострахование сегодня — это дорого, сложно и невыгодно, — рассказывает фермер из Оренбурга. — Страховщики буквально толпятся в регионах, где погодные условия, как правило, не вызывают опасений, а вот там, где земледелие рискованное, их не дозовёшься».
В хозяйствах Курганской области настаивают на страховании не всех посевных площадей, а отдельных полей. Кроме того, сегодня необычайно сложно установить факт чрезвычайной ситуации, чтобы получить выплаты от страховщика. «В одном районе град побил поля, а рядом, где расположена метеостанция, в это время было ясное небо. Если Гидрометцентр не даёт подтверждения, то никаких выплат хозяйство не получает», — заметила заместитель министра сельского хозяйства Ленинградской области Екатерина Пшенникова.
Вообще же о состоянии метеостанций в регионах говорит такой факт. На территории Орловской области, площадь которой всего вдвое меньше площади Нидерландов, действуют четыре метеостанции, в то время как в Голландии за погодой следят 150 (!) таких станций. С сельхозпроизводителями согласен и первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Лисовский. Он напомнил, что закон об агростраховании давно устарел. «Крестьянину нужно ясное понимание, что же мы всё-таки страхуем», — считает сенатор.
Парламентарий добавил, что «по-хорошему» закон надо не корректировать, а переписать заново.