Уровень зарплат топ-менеджеров – это глобальная проблема. Есть реальное производство, о котором писал Карл Маркс, а есть виртуальное – биржевые спекуляции, которым живет весь мир.
ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ С УЧАСТИЕМ МИНИСТРА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И КОММУНИКАЦИЙ РФ К.Ю.НОСКОВА 29.01.19
С.Ф. Лисовский
Спасибо. Я уж и не ждал, что получится.
Спасибо Вам за эту форму общения, что Вы пришли, и действительно нормальный диалог. Но тем не менее, понимаете, Вы же министр, Вы должны говорить о глобальных задачах, стоящих перед отраслью, а мы с Вами в технические детали... Понятно, что регионы они волнуют. Это, кстати, я считаю упущением министерства и правительства – что свалили всю эту заботу на регионы и на бюджеты. Например, наша Курганская область вряд ли сможет выдержать все эти даже вроде бы небольшие траты.
А что бы хотелось услышать? Во-первых, программный продукт. У нас же нет национального программного продукта. Вы об этом не сказали ни слова, вскользь ответили моему коллеге. А то, что у нас все базисные основы цифрового программирования импортные и все наши ЕГАИС – на импортной базе, Вы об этом не сказали. Вот куда надо тратить деньги. Понятно, что проще тратить миллиарды на распространение Интернета в горных и дальних, удаленных территориях, а вот потратить деньги на реальную разработку программного продукта, который делает нашу страну независимой, это, наверное, сложнее.
Потом, Вы не говорите об аналоговом телевидении. И тут про радио прозвучало. Но ведь это же безопасность, мобилизационный план. Возможно, он есть, и Вы не сказали из секретных соображений. Но мы бы все-таки хотели услышать, потому что цифровое телевидение крайне ранимо, и практически его можно отключить с мобильного телефона из любой точки мира. И только аналоговое вещание дает нам возможность безопасно оповещать наших жителей в случае каких-то катастроф или войны. Это тоже от Вас не прозвучало.
Потом, обучение. Вот, например, взять наше сельское хозяйство. По нашим подсчетам, в связи с тем, что переход полностью идет на электронное обеспечение всех систем и техники, той же работы по GPS или по ГЛОНАСС по обработке полей, нам потребуется в сельском хозяйстве в ближайшие пять лет 50 тысяч специалистов. У нас их нет на селе, и нет денег у нас, у селян, чтобы этих специалистов получить.
В результате мы будем с вами отставать, и потом тот же Минэкономразвития будет рассказывать, что у нас неэффективное сельское хозяйство и производительность гораздо ниже, чем за рубежом. Конечно, ниже, потому что никто не думает о перспективах развития наших программистов, которые нам так нужны, айтишников, понимаете?
И вот еще что. Вы говорили: вот у нас ввели системы цифрового правительства. Но оно же не работает. Вот мой пример. Я пытался в течение месяца сдать электронную декларацию. Не получилось, просто не получилось. Пришлось моему помощнику ехать к конкретному иванову и на месте все это вводить. Но это я. А представляете, обычный человек? У нас ни один чиновник не отвечает за то, что у нас все базы данных и все эти электронные системы не работают. Для того чтобы обычный документ внести в базу данных государственную, у нас в компаниях и на предприятиях специальные отделы работают. Это о чем говорит? Что у нас нет ответственности чиновников (и Вас, в том числе) за то, чтобы эти базы работали. Вы их разрабатываете, а они не работают.
Дальше. У нас электронные базы министерств не бьются. У нас было обсуждение по лесу в Совете Федерации, так вот таможенники говорят, что у них с системой Лес ЕГАИС не бьется база, они не могут увидеть, есть ли эта древесина в системе или ее нет. Это же тоже ваша работа, и она гораздо важнее распространения всего широкополосного Интернета и 5G по стране, поверьте мне.
Поэтому, мне кажется, вот нам, как законодателям, надо сейчас, прежде всего, ввести жесткую ответственность госчиновников за неработающие электронные базы, о которых мы так говорим. Они реально все не работают практически.
И последнее. Здесь тоже прозвучало, опять же, к сожалению, не от Вас, а от нашей коллеги, – это ответственность за сохранение личных данных. У нас эти базы данных (ГИБДД, налоговой) можно купить спокойно чуть ли не за углом, рядом с Советом Федерации. Никто за это не отвечает. А это же элементарно прослеживается, откуда "уплыла" эта база. А если не прослеживается, значит, вы должны обеспечить систему прослеживаемости – кто смог ее скачать и потом продавать. Поймите, здесь не претензии к Вам, а здесь боль за то, что огромная отрасль (я по образованию связист), к сожалению, не формулируется как отрасль. Вы рассказываете нам о технических возможностях того или иного оборудования, покрытия зоны и так далее. Это важно, но не для нас с вами здесь, в Совете Федерации. Для нас важны те вопросы, о которых я сейчас говорил.
Поэтому я ответ от Вас сейчас не прошу. Единственное, конечно, по сельхозникам, по образованию, потому что эта проблема очень серьезная. И если мы в ближайшее время, год-два, ее не решим, мы реально будем отставать по сельскому хозяйству. Спасибо большое.
К.Ю. НОСКОВ
Спасибо.
Можно я все-таки отвечу в таком блиц-режиме? Потому что у нас все-таки диалог.
По национальному программному продукту – его нет. Он есть, их много, этих национальных программных продуктов. Мы традиционно видим какой-нибудь и думаем о Microsoft Word или… хотя я уже сказал, что мы заменяем и эти программные продукты. Но у нас есть наш Яндекс, у нас есть поисковая система, которая занимает бо́льшую часть русскоязычного рынка, даже не только российского. И это предмет зависти моих многих коллег со всего мира, потому что везде царит Google (кроме Китая, Китай – отдельная тема). У нас антивирусы наши используются не только в России, но и по всему миру активно, это российские антивирусы. Как вы знаете, даже наши партнеры из США законодательно запрещают их использовать в последнее время. Они везде. У нас есть социальные сети крайне популярные.
С.Ф. Лисовский
Извините, я Вас прерву, у нас мало времени. Я совершенно другое имел в виду. Я имел в виду именно программные продукты. Вы мне говорите о системах пользования, а я говорю, например, такое: базовые средства программирования – это язык программирования, это готовые библиотеки заранее написанных объектов и функций, которые встречаются, и целиком в каркас программы вставляются, протоколы проводного обмена и так далее. Я вот о чем говорю.
К.Ю. НОСКОВ
Я понял, да.
С.Ф. Лисовский
Понимаете, то, что мы назвали Яндекс и говорим, что это… Это не российский программный продукт, он основан на импортных, западных разработках. И значит, они всегда смогут туда войти и сделать то, что им нужно, в нужный момент. Я об этом, о безопасности говорю. А то, что у нас есть "В Контакте"… Ну, я, во-первых, не вижу в этом большой радости для безопасности страны, а, во-вторых, это опять же, не российский продукт.
К.Ю. НОСКОВ
Давайте я отвечу все-таки. Не будем вступать в дискуссию, потому что Вы назвали семь пунктов, я быстренько пробегу, потому что готов и дальше по каждому направлению беседовать.
По финансовой нагрузке на регионы – говорите, не потянем. Курган, согласен, небогатый регион. Но, может быть, я нечетко сказал или вообще не сказал, но то, что мы закладываем финансирование вот этого оптоволокна по сервисной модели, мы компенсируем не капитальные затраты, мы оплачиваем Интернет в школы, фельдшерско-акушерские пункты, муниципалитеты и так далее.
Мы высвобождаем из бюджетов регионов на ближайшие пять лет, как минимум, оплату Интернета. Это прямая федеральная помощь, и деньги в регионах даже высвобождаются. Я своих коллег настраиваю, чтобы их все-таки на информатизацию и потратили. Но здесь мы даем высвобождение неких ресурсов для регионов.
Насчет цифрового телевидения. Уязвимо и можно отключить с телефона? Давайте отдельную дискуссию проведем. Нельзя.
РЕПЛИКА
(Микрофон отключен.) Это неправда… нельзя. (Оживление в зале.)
К.Ю. НОСКОВ
Тем не менее, но так, надежно, чем… (Оживление в зале.)
ИЗ ЗАЛА
Неправда.
С.Ф. ЛИСОВСКИЙ
Это правда. (Шум в зале.)
Д.Ф. Мезенцев
Коллеги, коллеги…
К.Ю. НОСКОВ
Давайте не будем вступать в дискуссию.
По обучению специалистов сельского хозяйства. Советую такой же диалог устроить с министром сельского хозяйства. У них отличное… и уже движение поступательное, и программа действий по цифровизации сельского хозяйства. У них разработана отдельная программа, у них десятки, если не за сотню, вузов есть отраслевых. И у них разработана отдельная программа именно под новые цифровые технологии в сельском хозяйстве. Поэтому отраслевой министр вам подробнее расскажет. И надо сказать, что в большинстве отраслевых министерств введены должности заместителя министра по цифровому развитию, в том числе и в сфере сельского хозяйства. В Министерстве сельского хозяйства такое есть. У них есть такая программа обучения специалистов.
Ваш случай с тем, что налоговую декларацию не смогли заполнить. Поразбираемся. В целом, я называл цифры с десятками и сотнями миллионов обращений к порталу. Ну, если бы не работала, не обращались бы. А проблема… Ну, всегда бывает… (Оживление в зале.)
С.Ф. Лисовский
Для того чтобы сделать простую операцию, приходится обращаться по 20–30 раз, вот у вас миллиарды и нагорают. Понимаете?
К.Ю. НОСКОВ
Я сам пользователь портала и совсем недавно министр…
С.Ф. Лисовский
Количество обращений ни о чем не говорит.
Если бы у Вас была информация об эффективности этих обращений (то есть одно обращение – одно решение, или два обращения) – это бы я с Вами согласился. А то, что много обращений, – это пока ни о чем не говорит.
К.Ю. НОСКОВ
Опять же, уйдем в дискуссию. Готов отвечать на все вопросы.
Д.Ф. Мезенцев
Коллеги, давайте мы будем поводить итоги.
Без исключения, я абсолютно убежден, всем участникам дискуссии кажется, что разговор был полезный. Он продолжил ту дискуссию, которую провел вице-премьер Максим Алексеевич Акимов при участии Константина Юрьевича Носкова, заместителя министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.
Сергей Федорович, Вы подняли блок таких вопросов, которые требуют отдельной встречи и отдельной дискуссии.
С.Ф. Лисовский
Согласен. Я поэтому не просил сразу ответ давать.
подробнее в разделе "работа над законами"
_______________