Я согласен, что банки нужны для сохранения связей в экономике. Спасая банки, позволяем им просто еще дольше эксплуатировать нашу нацию. И при этом они совершенно не отвечают ни за развитие, ни за экономику, ни за что.
Зампред комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Лисовский провел в четверг круглый стол «О мерах по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения».
То, что прозвучало, стало неожиданностью даже для меня. До 90-х годов Советский Союз худо-бедно сохранял российские традиции землеустройства и почвоведения. Прошедшие потрясения их по крайней мере не убили. В 90-е была произведена масштабная нормативно-правовая диверсия, под которую попали и почвы. Само слово «почва» улетело из законодательства.
Почвенный кадастр фактически уничтожили, формально слив с кадастром недвижимости. В законе остались только земельные участки с кадастрированием по межеванию. Почвы по понятным причинам огромной площади не были размежеваны, соответственно их учет выпал из процедуры по формальным причинам. Росреестру не нужны показатели плодородия-истощения.
По словам Лисовского, земля превращена либералами в плоский чистый лист бумаги. Советское законодательство реально думало о лесах, полях и реках. А потом сказали нет, это важно, но не главное. Главное, чтобы могли строить. За стройкой потянется вся экономика, а за экономикой и сельское хозяйство. Надо было изымать землю сельхозназначения для стройки. Для этого надо было упрощать законодательство. Соответственно надо было убирать почвы.
Что и было сделано.
В беседе с Лисовским по итогам круглого стола мне не удалось найти понимания, что почвы с их показателями убрали не для стройки, которая так и не пошла в роли драйвера экономики из-за запрета для России массового жилищного строительства. Очередь нуждающихся сохранилась только в Чечне.
Лисовский несколько раз повторил, что 75% себестоимости практически всей сельхозпродукции и животноводства и растениеводства составляет навязанная цена монополий близких к ним структур. Сами производители удобрений признались, их цена в зерне 15%. Там еще РЖД, Платон, топливо, энергетика, страховка плюс стоимость кредитов тоже навязанная услуга – стоимость денег. Если взять все, на что крестьянин не может повлиять, это 75%.
Одной этой информации достаточно, чтобы поменять взгляды. Отечественное сельское хозяйство продолжают убивать, зачищая рынок потребления для импорта. Глобальная монополия убила остатки конкурентного рынка. Упомянутое Лисовским строительство используется в роли киллера-исполнителя.
На круглом выявился ряд текущих перекосов, исправить которые в сложившейся системе координат невозможно. Масштабное сокращение молочного стада КРС убрало навоз в качестве источника восстановления гумуса. Торфоразработки не проводятся. Стадо овец сократилось не столь значительно по сравнению с коровами, но потребляется только мясо. Шерсть и шкуры продать невозможно.
Восстановление плодородия почв возложено на собственника. Лисовский вполне резонно считает данную задачу государственной. Тревогу сенатора вызывает готовящийся законопроект.
Погоня Минсельхоза за урожайностью, монокультурой и экспортом зерна как сырья без переработки заставила вообще забыть об истощении и закислении почв.
Лисовский несколько раз повторял аргументы о недопустимости разгонять урожайность. Продать такие объемы невозможно, соответственно закупщики сбивают цены при неоправданном повышении себестоимости в связи с ростом урожайности.
Когда зерно было эффективно, крестьянин практически забыл про севооборот и про пары. Начал истощать почву. Истощая почву, ему надо больше удобрений. Соответственно чтобы получить тот же урожай, крестьянину надо больше инвестировать. Ему и не надо было больше урожай было получать, если бы цена зерна была оптимальной или издержки были ниже. Урожай был бы меньше, но и не требовалось в будущем тратить больше средств на восстановление почвы.
Вопреки логике цифр и аргументам реальной картины, круглый стол начался с типичных банальностей, о которых представители Минсельхоза рапортуют при каждом своем посещении палат Федерального Собрания.
Директор департамента растениеводства, механизации, мелиорации и защиты растений МСХ Роман Некрасов заверил, что продовольственная безопасность обеспечена. К 24 году МСХ планирует выйти на урожай зерна 141 млн тонн.
В итоговом документе круглого стола отмечено, что в целях совершенствования законодательства в сфере обеспечения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения МСХ разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения». Он находится на повторном согласовании в Минэкономразвития и Минприроды.
Также МСХ разработан проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения сохранения и восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения», который предусматривает введение обязанности регионов по утверждению перечней особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий. Их использование для других целей не допускается.
В целях профилактики нарушений земельного законодательства и своевременного выявления и пресечения нарушений в отношении земель сельскохозяйственного назначения МСХ принят приказ от 12 февраля 2020 года № 61 «Об утверждении индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых как основание для внеплановых проверок Россельхознадзора.
Приказ направлен на регистрацию в Минюст.
Ну и так далее. Кипучая деятельность, все кипит и все сырое.
Лев МОСКОВКИН.