Вот парадный подъезд. По торжественным дням...
Николай Некрасов

НОВОСТИ

04.06.2020
Заседание Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию 1 июня 2020 года

Из выступления С.Ф. Лисовского

 Проект правительства регулирует вопрос осуществления комплексных кадастровых работ за счет внебюджетных средств. В настоящее время такие работы могут осуществлять только за счет местного бюджета или в условиях софинансирования.

Также добавлены объекты, в отношении которых могут проводиться комплексные кадастровые работы. Это территории ведения гражданами садоводческих и огороднических товариществ для собственных нужд, территории, используемые гражданами, потребительскими кооперативами и товариществами собственного жилья.

И также единые и неразрывные элементы планировочной структуры или совокупность таких смежных элементов, расположенных в границах одного муниципального образования.

То есть этот вопрос давно назревал. Зачастую муниципалитеты не проводили эти работы для этих частных и общих объектов, ссылаясь на то, что у них нет денег. Теперь есть возможность финансировать их за счет внебюджетных средств.

Также определено, кто является заказчиком этих внебюджетных комплексных кадастровых работ, и определены правила проведения комплексных кадастровых работ.

Я предлагаю этот законопроект поддержать, потому что он действительно поможет в ряде случаев провести эти работы. Многие годы не решались эти вопросы, теперь их предлагается решить правительством.

О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в части установления обязанности Правительства Российской Федерации устанавливать предельно допустимые розничные цены на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости". Коллеги из Государственной Думы внесли этот законопроект.

С.Ф. Лисовский

Добрый день, уважаемые коллеги, уважаемый Алексей Петрович! Здесь предлагается, что Правительство Российской Федерации в целях стабилизации розничных цен на те виды товаров, на которые за период 30 дней увеличилась цена на 30 процентов, Правительство Российской Федерации обязано установить фиксированные цены.

В существующем законе у Правительства Российской Федерации есть такое право установить. Здесь предлагается изменить слово "имеет право" на слово "обязано".

Вы знаете, что я один из авторов закона о регулировании торговой деятельности. Вот это право было дано в 2011 году, и только один раз оно было использовано по гречке. И, по сути, скажем так, эта статья не работает, потому что те же торговые сети всегда могут поднять не на 30 процентов, а на 29. И в течение 30 дней, в течение 35 дней. То есть, по сути, скажем так, это была компромиссная статья. Мы хотели реально регулировать торговую наценку, но пришли к такой редакции. Поэтому, мне кажется, существующая редакция от таких совсем спекулятивных ситуаций нас страхует, и вводить такую обязанность, потому что это будет связано с очень сложными процедурами доказания и так далее и тому подобное, мне кажется, это излишне. И я предлагаю не поддерживать данный законопроект.

Уважаемый Алексей Петрович, уважаемые коллеги, это тоже предложение внести поправки в закон о регулировании торговой деятельности. Суть вот в чем. Эта тема старая, попытка регулировать торговые наценки. Я, честно говоря, поддерживаю идею регулирования торговых наценок, но это очень сложная форма. Мы никак не найдем, не нащупаем вот эту возможность. Здесь что предлагается? Дать право высшим исполнительным органам субъектов Федерации устанавливать торговые наценки на социально значимые товары. Список приведен. Торговая наценка определяется так: не более 20 процентов к отпускной цене оптовых организаций, но не более 50 процентов от фактически отпускаемой цены производителей таких товаров. Понятна идея, да? И также дан перечень товаров: говядина, кроме бескостного мяса, свинина, кроме бескостного, баранина, куры, рыба мороженная и так далее. Я могу сказать, что в свое время у нас был список социально значимых товаров, но торговые сети очень легко его обходили, потому что там указан хлеб такой-то, а сейчас номенклатуры хлеба сотни. То есть они вот этот хлеб, который указан в списке, просто его не продают, его нет, а у них есть совсем другой хлеб. То же самое с говядиной и со свининой. Определить список социально значимых товаров практически невозможно в том виде, как нам его разрешают регулировать. У нас требуют очень четко его сформулировать. Поэтому вот этот список не работает, а раз он не работает, то и торговую наценку так определять, мне кажется, не получится.

Я предлагаю не поддерживать данный законопроект, но отметить, что в конечном итоге, конечно, надо все-таки найти форму регулирования торговой наценки. Но это должна быть такая серьезная работа, чтобы все-таки мы ее когда-то закончили. Потому что это все время возникает. И у меня в регионе, и у вас, уверен, всегда потребитель сетует на то, что наценка очень высокая и производитель. Это, во-первых, ограничивает объем производства, во-вторых, это увеличивает цены. И, по нашим оценкам, в среднем торговая наценка колеблется где-то от 25 до 400 процентов. Поэтому здесь надо что-то делать. Но вот эта форма в таком виде, к сожалению, не будет работать. И чего боятся торговые сети, приведет к определенному некорректному давлению на них со стороны региональных властей. Тут вопрос, конечно, есть, тем не менее та форма, которая предлагается, мне кажется, она не сможет работать.

Я прошу указать, может быть, все-таки в решении комитета, что тема важная и нуждается в дальнейшей проработке.

Действительно, еще  форма поддержки малого и среднего предпринимательства в торговой сети, это то, чем пользуется Европа. В частности, почему не работают крупные гипермаркеты по выходным, а маленьким разрешают работать? Причем эта форма развивается. То есть закон выходного дня Польша приняла, по-моему, три года назад, тоже у них запретили в выходной день работать. Индия сейчас приняла закон, тоже для того чтобы развивать среднее и малое предпринимательство. Но они дали торговым сетям самим выбирать день, когда они не работают, то есть они могут работать шесть раз в неделю. То есть поддержка малого и среднего предпринимательства – это тоже возможность регулировать цены.

И плюс что еще делают на ярмарках и рынках в Европе? Для малого и среднего предпринимательства они либо бесплатно дают торговые места, особенно для местных, если ты там работаешь, производишь, либо это фиксированная цена аренды этого места, которая четко известна, в Европе она составляет 100 евро в месяц за квадратный метр. Поэтому это тоже формы, которые работают. Но вы помните, мы тогда пытались тоже законопроект о выходном дне провести, но у нас не получилось.

Но, кстати, с учетом коронавируса и того, что у нас действительно у людей появилась определенная болезнь обязательно ходить на шопинг в эти крупные торговые центры, а те делают все, чтобы привлечь туда людей. Может быть, это имеет смысл еще в плане такого осмысления, а надо ли нам эти постоянные демонстрации в торговых центрах, нужны ли они людям и обществу?

 

ГЛАВНАЯФОТОГАЛЕРЕЯСМИКОНТАКТЫГОССЛУЖБАБИОГРАФИЯНОВОСТИАРХИВ