-Америке надо опять дестабилизировать мировую ситуацию, чтобы опять возникла где-то война, чтобы они опять этим воспользовались.
Я могу сказать одно. У меня современные назначения, конечно, зачастую вызывают удивление. Нас все-таки учили, что у человека должно высшее образование, и лучше профильное, и человек должен по полученной специальности какое-то время отработать и получить реальный практический опыт.
Если посмотреть кадровые назначения в Советском Союзе, то там на большую, высокую должность человека назначали, только если он прошел конкретное производство. Либо ему нужно было пройти через какие-то управленческие должности в серьезных регионах.
Понятно, что сегодня у нас, к сожалению, нет четкой кадровой политики, и вот эти исключения с отдельными громкими делами становятся уже правилом. Поэтому мы с вами имеем то, что имеем: неэффективное управление, достаточно амбициозное поведение многих чиновников, которое никак не связано с их профессиональным опытом, а больше связано с близостью к той или иной политической фигуре.
Конкретно про Ликсутова, о котором здесь упоминается, я ничего сказать не могу, но я могу сказать в общем. Какой смысл говорить об одном человеке, когда речь нужно вести о системе? Я уже не раз рассказывал, что когда к нам на комитет приходит какой-нибудь чиновник серьезного ранга, из какого-то департамента, иди даже замминистра, начинаешь смотреть его биографию, а она укладывается в одно предложение. Вот как человек, о котором даже нечего написать, может оказываться на серьезной должности? А ведь он и подчиненных своих подбирает под себя, под свой уровень, и соответственно, мы получаем иногда целое ведомство с соответствующим уровнем компетенции. Поэтому говорить нужно не об отдельных чиновниках, а в целом о сложившейся у нас практике.
Конечно, нам не помешало бы вернуться, в частности, к рекомендациям. Допустим, если кого-то рекомендуют на должность два заслуженных человека, то потом будет, с кого спросить. Люди будут все-таки осознавать ответственность за свои рекомендации, понимать, что если рекомендованный ими человек не справился с задачами, или, не дай бог, не чист на руку, то и они могут пострадать в собственной карьере.
Но с другой стороны, а с кого сейчас брать подобные поручительства? У нас уже поднялись очень многие назначенцы «нулевых», «десятых» годов, и к сожалению, чем дальше, тем более актуальным становится тезис большевиков о том, что любая кухарка может управлять государством. То есть, представление о том, что любой может оказаться на любой должности, фактически превалирует над реальной логикой и интересами страны.