Как бы ни хотели наши коррупционеры, — все равно им сидеть в тюрьме, никуда они не денутся. Вопрос в том, когда это произойдет. И надо понимать: антикоррупционная кампания в России — это не просто тренд, а назревшая необходимость.
Ну во-первых, надо переходить на более четкие формулировки, и говорить, что в данном случае расплачивается не бюджет, а налогоплательщики. Их надо уважать, и их деньги надо беречь.
Второе. По нашему законодательству ответственность владельцев мусорных полигонов, в том числе свалок промышленных отходов, как-либо жестко не закреплена. Более того, позволяется, что полигоном сначала владеет «пупкин», а как пришло время рекультивации, владельцем становится «тютькин», с которого, соответственно, ничего не возьмешь.
Далее. Есть ответственность региональных властей, которые обязаны выбирать операторов по 44-му федеральному закону. С одной стороны, это предполагает тендер, и вроде бы должно ограждать от коррупции. Но на деле получается, что приходит жулик, по которому трудно понять его истинные намерения. Он предлагает минимальные тарифы и расценки, выигрывает тендер, начинает работать. А потом выясняется, что он вываливает мусор чуть ли не в лес. Но пока все это обнаруживается, уходит время, он исчезает, а регион остается с невыполненными обязательствами этого жулика, со свалками, которые опять неизвестно, кому убирать, и соответственно, налогоплательщик опять за все платит.
Поэтому я считаю, что надо вносить изменения в 44-й ФЗ, либо полностью его перерабатывать, - с той целью, чтобы не допускать недобросовестных подрядчиков к проведению тех или иных муниципальных и региональных работ, к которым относятся в том числе и работы по рекультивации свалок ТБО и промышленных отходов. Не может быть критерием выбора оператора минимальная ставка, потому что это сразу же дает дорогу разного рода жуликам. Добросовестный оператор никогда минимальную цену не предложит, потому что знает, что в этом случае он сразу же разорится.
Поэтому, все упирается в 44-й закон, который понуждает местные власти отдавать подряд тому, кто предлагает меньшую цену. А у нас бытует представление, что областные администрации не умеют думать, принимать правильные решения. Нет, они прекрасно все просчитывают, они заботятся о людях, но у них просто связаны руки, поскольку критерием в госзакупках остается сегодня минимальная цена, и это крайне глупо. Мы знаем старую пословицу: скупой платит дважды. Так вот, в соответствии с действующим 44-м ФЗ мы платим сегодня и трижды, и четырежды. В лучшем случае недобросовестные подрядчики делают работу некачественно, а кто-то и вообще исчезает после получения аванса. И мы снова вынуждены проводить очередной тендер, и наступать на те же грабли. Так происходит повсеместно не только в области рекультивации мусорных полигонов, но и в сфере дорожного строительства, прокладки коммуникаций и многого другого, что связано с госзаказами.