Мы потеряли то хорошее, - и в социальном, и в духовном плане, - что было в Советском Союзе. Более того, не просто потеряли, а это все сознательно уничтожалось, поскольку противоречило тому самому обществу потребления, которое у нас хотели создать.
Минпромторг рассмотрит вопрос о введении моратория на штрафы для поставщиков от торговых сетей, сказали «Известиям» в ведомстве. С таким предложением к министру промышленности и торговли Денису Мантурову обратился депутат Госдумы Сергей Лисовский (письмо есть у «Известий»). Санкции для производителей составляют от 20% до 100% стоимости недопоставленной продукции, указал парламентарий. Кроме того, сами пищевики обратились с просьбой на полгода отказаться от штрафов к Ассоциации компаний розничной торговли. Они уверены, что на фоне волатильности национальной валюты и нарушений логистических цепочек некоторые договоренности стоит пересмотреть. У поставщиков уже возникают кассовые разрывы, которые чреваты проблемами с поставками.
Депутат Госдумы Сергей Лисовский («Единая Россия») обратился в Минпромторг с предложением ввести мораторий на применение штрафов для производителей и поставщиков, если они нарушат условия договоров. То есть не поставят нужный товар вовремя, как того требуют условия контракта. Письмо, с которым ознакомились «Известия», уже поступило в ведомство и будет рассмотрено в ближайшее время, уточнили в Минпромторге.
Поставщики уже договаривались с торговыми сетями о моратории на штрафы с производителей в 2020 году на фоне пандемии коронавируса. Нынешние же экономические условия — самые сложные за последние десятилетия, добавил Сергей Лисовский. Он отметил, что производители сельскохозяйственной и пищевой продукции столкнулись с проблемами с поставками российского и импортного сырья, комплектующих, упаковки и ингредиентов. Ситуация развивается на фоне действующих западных санкций, сложностей в международной логистике, волатильности на финансовых рынках. Поэтому обеспечение населения продуктами питания требует особого внимания, подчеркнул депутат.
тандартные договоры торговых сетей предусматривают штрафы за отсутствие поставок продукции или неполную партию товара. Санкции могут составить 20%, 50%, а иногда и 100% стоимости продуктов (например, в случае промоакций или скидочных кампаний). Причем ритейлеры не учитывают причины, по которым произошла недопоставка, отметил депутат. В результате крупные компании могут столкнуться со штрафами в десятки миллионов рублей, а в отдельных случаях — более 100 млн рублей по итогам года.
Эту практику можно назвать недобросовестной, считает парламентарий: штрафы в договорах есть только для поставщиков. Хотя производители тоже сталкиваются с проволочками: это может быть задержка при разгрузке товара либо отказ от продукции, необходимость которой ритейлер ранее подтвердил.
За мораторий на применение штрафов выступают и сами производители. С такой просьбой 11 профильных организаций обратились к Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ). За временный отказ от санкций выступили в том числе «Русбренд», «Руспродсоюз», ассоциация предприятий кондитерской промышленности «Асконд», «Рыбный союз», Ассоциация производителей пива. Они предложили ввести мораторий на штрафы на полгода (180 дней). Также компании призвали сократить срок пересмотра цен с 30 дней до 7–10. Причем у поставщика должно быть право прекратить отгрузки без каких-либо санкций, если сеть не примет новой стоимости, считают производители.
Торговые сети неслучайно используют штрафные санкции для поставщиков — компании таким образом страхуют свои риски, денежные санкции позволяют гарантировать нужный объем продуктов на полках, сказал «Известиям» глава Ассоциации рынка экспертов ритейла Андрей Карпов. Уже известны случаи, когда при колебаниях курса валют производители продавали товар дороже другим компаниям, нарушая уже заключенные договоренности, сказал он.
«Известия» также направили запросы в АКОРТ и крупные торговые сети.
X5 Group (магазины «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») уже приняла решение отменить штрафы за неполную отгрузку товаров до конца марта по всем регулярным поставкам, а также партиям для проведения промоакций, рассказали «Известиям» в компании. Там также сообщили о сокращении срока пересмотра цен до пяти рабочих дней.