МОСКВА, 26 августа. /ТАСС/. Продление сроков эксперимента по маркировке пива в России позволит гармонизировать взаимодействие всех участников этого процесса. Такое мнение высказал в пятницу ТАСС заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Денис Кравченко, комментируя решение правительства о продление эксперимента по маркировке пива.
"Поддерживаю решение правительства РФ об изменении сроков проведения эксперимента по маркировке пива до конца февраля 2023 года и последующее внедрение маркировки. Подобное решение, бесспорно, позволит лучше выстроить взаимодействие между бизнесом, регулятором и представителями общественности. Уверен, изменения сроков пойдут на пользу рынку", - заявил парламентарий. В целом же маркировка, по его словам, не позволит продавать на рынке некачественную продукцию.
Эту точку зрения разделяет и член комитета Госдумы по промышленности и торговле Евгений Нифантьев. "Такой продукт, как пиво, безусловно, требует маркировки. Это защищает и потребителя, и помогает государству в части фискальных сборов, и помогает производителю в части логистического и количественного контроля. Производитель может отслеживать в реальном времени продажи, улучшая качество своей логистики и повышая прогнозируемость продаж", - сказал Нифантьев, добавив, что "чем раньше будет введена маркировка, тем лучше для государства и потребителя".
Поддерживает введение маркировки и член комитета Госдумы по аграрным вопросам Сергей Лисовский. "Пиво - действительно очень опасный продукт, маркировать его нужно как можно раньше. Производство алкогольной продукции требует повышенного контроля, а пива тем более, так как процент контрафакта этого продукта на рынке высок", - подчеркнул депутат.
Что усовершенствует маркировку?
Согласно данным, которые привел депутат Государственной думы Бийсултан Хамзаев, в 2021 году в России было продано около 7,5-8 млрд литров пива, при этом доля контрафакта в некоторых регионах доходит почти до 50%. По словам парламентария, маркировка положительно отразится на снижении доли контрафакта. "Чтобы более качественно регулировать и контролировать алкогольную индустрию, со стороны государства, безусловно, должен быть механизм лицензирования. Поэтому маркировка, на мой взгляд, правильная мера, но неполная", - подчеркнул Хамзаев.
В свою очередь глава комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов, замруководителя фракции ЛДПР Ярослав Нилов отметил возможные сложности при введении маркировки. "С точки зрения контроля и борьбы с контрафактом идея [маркировать пиво] хорошая, но исполнение должно быть безупречное", - отметил депутат. По его словам, сложности сегодня может создать зависимость процесса от импортного оборудования, это может привести к удорожанию конечного продукта. "Поэтому, с одной стороны, маркировку ввести нужно, но тогда, когда отечественным оборудованием можно будет обеспечить ее реализацию", - сказал он.
Об импортозамещении оборудования
Ранее Минпромторг РФ запустил программу импортозамещения оборудования для цифровой маркировки товаров. При этом в Центре развития перспективных технологий (ЦРПТ, оператор маркировки) сообщили, что инвестируют 300 млн рублей в течение 2022-2023 годов в развитие проектов по локализации производства оборудования для маркировки в дополнение к федеральному финансированию.
В ЦРПТ отметили, что программа локализации оборудования рассчитана на обеспечение технологической независимости страны, при этом рисков возникновения дефицита оборудования на рынке нет. Оператор сообщил, что за собственный счет создал склад, на котором хранятся около 10 тыс. единиц оборудования и расходных материалов для маркировки. "Запасы рассчитаны не менее чем на полгода и постоянно пополняются", - заверили в ЦРПТ.
О продлении эксперимента
Правительство РФ продлило эксперимент по маркировке пива и слабоалкогольной продукции. Дата его окончания перенесена с 31 августа 2022 на 28 февраля 2023 года. Соответствующее постановление подписал премьер-министр России Михаил Мишустин.
Обязательная маркировка пива в кегах в РФ начнется с 1 апреля 2023 года, в стеклянной и ПЭТ-таре - с 1 октября 2023 года, в банках - с 15 января 2024 года.
Национальная система цифровой маркировки вводится в России с 2019 года. Она распространяется на молочную продукцию, упакованную воду, лекарства, табак, обувь, товары легкой промышленности, шубы, духи, шины и фотоаппараты. В настоящее время проводятся эксперименты по маркировке БАДов, антисептиков, медицинских изделий, пива и слабоалкогольных напитков, а также электронных средств доставки никотина и жидкостей для них.