Совершенно ясно, платежеспособный спрос населения поддерживать надо. Делать это можно путем развития производства, создания рабочих мест, производя хорошую продукцию, выгодно ее реализовывая, выплачивая достойную зарплату.
Представители агропромышленного бизнеса, региональных властей и парламентарии выступили за реформу действующего механизма агрострахования, в частности агрострахования с господдержкой в рамках круглого стола в Госдуме 20 октября
Участники круглого стола поддержали стремление Министерства сельского хозяйства развивать страхование сельскохозяйственных рисков особенно при возникновении чрезвычайных ситуаций, также обсуждали идею создания единого государственного агропромышленного страховщика, который должен взять на себя функцию прямой работы с сельхозпроизводителями, либо перестраховочную функцию. Во втором случае это снизит стоимость риска для страховых компаний и в итоге приведет к снижению стоимости полисов для сельского хозяйства.
Проблемы в агропромышленном страховании обозначил член Комитета по аграрным вопросам Сергей Лисовский. «В России нет крупных агростраховщиков, которые способны страховать серьезные сельскохозяйственные риски. При этом сама отрасль является высоко рисковой. Это связано с тем, что многое зависит от климатических условий, которые плохо прогнозируются. Можно всё сделать правильно: обработать поля, купить хорошие семена, но придет засуха или ударят морозы и урожай будет слабый», - заявил Сергей Лисовский.
По его словам, во всем мире агрострахование начинается с мощного государственного агростраховщика, либо государственного перестраховщика, который в случае чрезвычайных ситуаций помогает страховым компаниям выплатить все по страховым случаям и погасить их убытки. Иными словами, перестраховщик снижает стоимость риска для всей системы. После развития агрострахования в стране государство постепенно может уйти.
«Минфин отдалился от идеи государственного агрострахования. Стоимость риска высокая, поэтому агростраховщики предлагают невыгодные для аграриев условия. Сейчас правительство пытается стимулировать сельхозпроизводителей страховаться через привязку к предоставлению субсидий. При этом страховщики предлагают страховать неактуальные для сельхозпроизводителей риски по стоимости, не компенсирующие возможные убытки», - продолжил Лисовский.
«Мы предлагаем создать реальную систему государственного агрострахования, которая защищает крестьян от рисков, потерь урожая и поголовья животных. Для создания работающего механизма агрострахования требуется государственная поддержка. В текущей конфигурации страховщики используют ее для получения государственных денег, через крестьян, не выполняя функцию реального снижения рисков для сельского хозяйства», - дополнил Лисовский.
В ходе круглого стола также прозвучали предложения представителей региональных властей и агробизнеса. Так Минсельхоз Краснодарского края предложил изменить законодательство так, чтобы увязать механизм агрострахования с иными механизмами оказания государственной поддержки.
В Нижегородской области считают, что необходимо упростить процедуры агропромышленного страхования, поскольку в текущем виде оно остается недоступным для субъектов малого предпринимательства.
Адыгея предложила расширить перечень страховых рисков и предусмотреть возможность страховать отдельные поля, участки С/Х, отдельные группы животных.
Инициативу предусмотреть страхование части поголовья поддерживают в Курганской области. Там также призвали дать возможность учитывать результаты космического мониторинга сельскохозяйственных угодий при рассмотрении страховых случаев.
Российский птицеводческий союз указал на проблемы высокой доли отказов в страховых выплатах и высокого процента франшизы при страховании птицепоголовья.