09.06.2016 |
http://regions.ru/news/2582188/
Сергей Лисовский: Мы все еще падаем, и может быть, даже не на дно, а вообще в пропасть, где дна не видно
Причины, которые породили нынешний кризис, никуда не исчезли, потому никаких положительных изменений в нашей экономике быть не может. Одна из них – отсутствие так называемых доступных денег. Так, к примеру, Швейцария разместила сейчас свои ценные бумаги в Европе на срок в 15 лет с отрицательной доходностью! Потому что ситуация в мире такова, что не тебе платят проценты, а ты платишь за то, что твои деньги разместили и хранят! Сегодня таким образом вкладчики теряют в среднем около одного процента в год. Наше же государство заняло денег в той же Европе под 8,75%. То есть говорить о нашей конкурентоспособности невозможно, поскольку стоимость денег определяет себестоимость всех товаров, определяет в экономике все.
Пока мы не решим этот вопрос хотя бы на внутреннем рынке, не обеспечим процент по рублям в районе 4 - 5 (про валюту я уж не говорю, а ведь занимали-то мы в валюте, да еще представили эту операцию как великое достижение!), мы вообще никак не сможем конкурировать. Ведь многие собственные производства мы уничтожили: у нас нет, в частности, своих станков, отечественной элементной базы для электроники, потому мы вынуждены покупать все это, причем за валюту. То есть мы проигрываем по всем позициям.
Не найдем выхода с доступностью и стоимостью денег, не уйдем от их дороговизны - ни о каком там дне, с которого мы вот-вот всплывем, стабилизации, росте говорить без толку – этого не произойдет.
Плюс как было в нашей стране всевластие государственных и частных монополий, так оно осталось. Наши монополии "пробивают" для себя все, что хотят, в результате они имеют все и даже больше. Государство их совсем чуть-чуть ограничивает, но это в основном похоже на поглаживание по головке, а должно быть битье по башке за то, что монополии наносят ущерб национальной экономике.
Про коррупцию я уже и не говорю. Хотя если коррупция – дело, в общем-то, долгое, то с монополиями давно могли уже разобраться, с насыщением деньгами экономики тоже могли уже все решить. Однако ничего не сделано, следовательно, ничего поменяться в лучшую сторону не может. Так что никакого подъема к концу года, как предрекает Минэкономразвития, не будет.
У нас продолжает снижаться количество средних и малых предприятий. И к концу года мы можем прийти к тому, что останутся одни только естественные монополии, которые будут пытаться урывать друг у друга куски контрактов с бюджетными отчислениями. И никакого реального частного сектора, который работает в рыночной экономике, у нас не будет при таких условиях.
Что касается непосредственно дна кризиса, то пока у нас сейчас есть возможность банкротить частных предпринимателей за счет такой экономической политики, мы к этому дну все еще стремимся (пока его не достигли - падаем). Зато как прикончим последнего - останутся одни монополии: вот тут-то мы дно и почувствуем. Но что будет дальше - все равно непонятно. Может быть, в итоге это окажется и не дно, а вообще пропасть, где дна не видно, и падение наше в эту глубину будет очень долгим.
Назад