Мы потеряли то хорошее, - и в социальном, и в духовном плане, - что было в Советском Союзе. Более того, не просто потеряли, а это все сознательно уничтожалось, поскольку противоречило тому самому обществу потребления, которое у нас хотели создать.
«Очень важно обратить внимание общества на то, что российского ученого, Россию лишили Нобелевской премии. Буквально недавно прозвучало сообщение о присуждении Нобелевской премии по физике за 2016 год американцам Таулессу, Данкану Холдейну, Майклу Костерлицу за теоретическое открытие топологических фазовых переходов и топологических фаз материй.
Возникает вопрос, насколько этично было вручение этой премии, потому что уже более полувека данное фазовое явление называется явлением Березинского – Костерлица – Таулесса. Наш, российский ученый еще в 1970 году опубликовал эту работу, за три года до того, как американские ученые (причем среди них не было Холдейна, были только два – Таулесс и Костерлиц) опубликовали свою работу. К сожалению, никто ни из нашей академии наук, ни из ФАНО об этом не вспомнил и не отдал дань памяти и уважения великому ученому, которому, по сути, была присуждена Нобелевская премия», - написал Лисовский.
По его словам, сам он знаком с проблемой не понаслышке, так как его отец в составе группы ученых из Института радиотехники и электроники АН СССР в 1984 г. опубликовал работу о теоретическом и экспериментальном исследовании фазовых переходов Березинского-Костерлица-Таулесса (именно так они назывались в то время; сокращенно – фазовые переходы БКТ) в квазидвумерных доменных массивах в магнитных пленках.
«С той поры по данной проблеме было опубликовано огромное количество научных работ, и практически во всех использовались термины «переходы и фазы Березинского-Костерлица-Таулесса», или «переходы и фазы БКТ»; эти термины прочно вошли в физические энциклопедии, терминологические справочники и научно-технические словари, хотя наши «высоконравственные» зарубежные коллеги предпочитают (в нарушение общепринятого перечисления соавторов по хронологии приоритетных публикаций) использовать термины «переходы и фазы Костерлица-Таулесса» (жирным шрифтом), и далее – полное название, обычным шрифтом, а то и в скобочках. Мы же, «безнравственные» россияне, продолжаем соблюдать не модные в настоящее время моральные принципы. Так, в томе 5 «Физической энциклопедии» (под. ред. нобелевского лауреата акад. Прохорова А.М., изд-во «Большая российская энциклопедия», Москва, 1998 г. ) на стр. 142–143 читаем:
«Топологический фазовый переход (переход Березинского-Костерлица-Таулесса, переход Костерлица-Таулесса) фазовый переход в некоторых… физических системах между высокотемпературной и низкотемпературной фазами, которые ……различаются видом пространственной корреляционной функции: в высокотемпературной фазе эта зависимость имеет вид экспоненциального спадания, а в низкотемпературной – степенного». В словаре же «McGraw-Hill Dictionary of Scientific & Technical Terms», 6-th edition, by McGraw-Hill Companies, (2003} находим следующее определение : «The Kosterlitz-Thouless transition, or Berezinsky-Kosterlitz-Thouless transition, is a special transition ….in 2 spatial dimensions ….» Нелишне будет и упомянуть вышедший недавно на западе обзор «40 лет теории Березинского-Костерлица-Таулесса»: J.V. Jose, 40 Years of Berezinskii–Kosterlitz–Thouless Theory, World Scientific, 2013, ISBN 978–981–4417–65–5. Обратите внимание на то, что 40 лет отсчитывается не от даты публикации пионерской работы Березинского, а от даты публикации работы Костерлица и Таулесса», - рассказал Лисовский.
«И вот теперь по прошествии этих 40 лет, по‑видимому, сообразно с пожеланиями вашингтонского обкома партии, Нобелевский комитет заявил, что Березинский, поскольку он скончался в 1980 г., никакого отношения не имеет ни к переходам Березинского-Костерлица-Таулесса ни к фазам Березинского-Костерлица-Таулесса», - возмутился сенатор.
«Очевидно, следующая нобелевская премия будет присуждена «Usa-one-son»-у, «Usa-two-son»-у и «Usa-three-son»-у за открытие закона всемирного тяготения (Ньютон‑то ведь умер), а еще через год — «Usa-four-son»-у, «Usa-five-son»-у и «Usa-six-son»-у за разработку уравнений электродинамики (Максвелл‑то ведь тоже умер), и т. д. А Соединенные Штаты Америки в результате очередного «беспристрастного» отбора приобрели сразу трех новоиспеченных нобелевских лауреатов. Все делается по одной и той же схеме: желательно, чтобы все нобелевские лауреаты были гражданами США, если же премия присуждается не гражданину США, то к нему обязательно пристегивают американских ученых (одного или двух, смотря по обстоятельствам)», - иронизирует парламентарий.
«Впрочем, удивляться тут нечему, если вспомнить многолетнюю мышиную возню вокруг присуждения нобелевской премии П.Л. Капице. Уж очень не хотелось Нобелевскому комитету давать премию одному ученому, и тем более – русскому. И все надеялись, на то, что Петр Леонидович не бессмертен. В конце концов пришлось дать, но двух американцев (за работы по совершенно другой тематике) все‑таки пристегнули», - напомнил он.