Мы потеряли то хорошее, - и в социальном, и в духовном плане, - что было в Советском Союзе. Более того, не просто потеряли, а это все сознательно уничтожалось, поскольку противоречило тому самому обществу потребления, которое у нас хотели создать.
То, что творилось в экономике России начала 90-х, нельзя назвать гайдаровскими реформами. Это были спонтанные решения, хаотичное шараханье из стороны в сторону. Человек просто оказался не на своем месте: доверили ему многое (по сути, страну) а он не справился. Что, в общем-то, закономерно: Гайдар никогда на деле экономикой не занимался - прочел за всю жизнь пару учебников по экономическим теориям, и вдруг ему вверяют огромное государство! Вот и шло сваливание вниз достаточно выстроенной советской экономической системы.
Другой путь, конечно, был, но сейчас говорить об этом уже бесполезно – прошлое не вернуть. Для реформ необходим был конкретный план и намерение жестко его выполнять, однако ни того, ни другого, ни знаний, ни политической воли к его реализации не наблюдалось. Имелись лишь стоявшие у властного руля, пытавшиеся доказать, что лучше них никто ничего не сделает.
Вместе с тем, то время при всех минусах предоставило огромные возможности для развития бизнеса. Но мы их во многом упустили, к сожалению. Причем упустили, именно «благодаря» отсутствию государственной политики в экономике, в финансовой сфере, да и во всех других.