25.01.2017 |
http://regions.ru/news/2598497/
Сергей Лисовский: Минфин искренне думает, что у людей и в экономике есть деньги
Одна из бед Минфина заключается в следующем: он искренне думает, что у людей и в экономике есть деньги, которые у них можно безболезненно отнять. На самом деле, ни у подавляющего большинства наших граждан, ни в экономике, особенно в малом и среднем бизнесе, где как раз в обороте наличные, денег нет. Чем выступать с такими предложениями, лучше б Минфин подумал, как поддержать экономику страны, тогда бы начала расти и собираемость налогов, и денежный оборот бы увеличился. Минфин же, как всегда, не там ищет: обратил бы, наконец, внимание на монополии, причем не только на государственные, а на все.
Вообще Минфин отличается нестандартными, мягко говоря, инициативами. На одном из недавних совещаний Силуанов сказал, что если появятся дополнительные доходы за счет подорожания стоимости нефти, их в экономику пускать не будут (отправят в Резервный фонд), потому что большое количество лишних денег потянет вверх инфляцию. Видимо, Силуанов забыл, что денег в бюджете катастрофически не хватает, что денежное обращение в стране очень серьезно оскудело. Оттого появившиеся деньги для экономики лишними не будут – она хотя бы задышит. Правда, буквально через два дня он уже сообщил, что деньги все-таки направят в экономику – видимо, кто-то ему растолковал ошибочность его позиции.
В этом эпизоде меня поразило в первую очередь то, что Силуанов мыслит категориями экономистов 50-х, 60-х годов – авторов теорий лишних денег, их влияния на инфляцию. Причем спустя какое-то время все они начали смеяться над своими теориями, а один из отцов-основателей даже сказал примерно следующее: экономической науки нет, есть описание сегодняшней ситуации, поэтому надо действовать, исходя из сложившихся реалий, находя в этих реалиях наиболее оптимальные решения. Наши же чиновники, которые считают себя экономистами, воспринимают экономические теории как догму (как математические или физические формулы), которые существуют независимо от нашего сознания. И это проблема – в экономике-то все иначе.
Назад