Совершенно ясно, платежеспособный спрос населения поддерживать надо. Делать это можно путем развития производства, создания рабочих мест, производя хорошую продукцию, выгодно ее реализовывая, выплачивая достойную зарплату.
Известно, что село живёт, пока есть школа. Сегодня 40 процентов дошкольных учреждений и почти 60 процентов школ в России — сельские. Однако нацеленность на их «оптимизацию», которые подразумевают зачастую ликвидацию школы на селе, сегодня стала практикой. При этом внимания технической части уделяется больше, чем сельским учителям врачам, работникам культуры и соцработникам. Минкомсвязь и Минобрнауки договорились о приоритетном подключении к Интернету школы в населённых пункта, где проживает более 200 человек. Однако Минфин в качестве оптимизации расходов бюджета решил сократить финансирование нужд сельских учителей.
Причина как минимум странная — в ведомстве Антона Силуанова говорят о том, что учителя не «дотягивают» до «подушевой» нормы (11 учеников на одного учителя вместо 19). Министр образования Ольга Васильева увидела в этом лукавство — по её словам, сельские школы финансируются не по «подушевому» принципу: «На сельских школьников должно выделяться денег в два раза выше, чем в городе. И разговоры о недостаточной нагрузке непонятны. Надо встречаться и разговаривать».
Использовать площадку Совета Федерации для встречи представителей Минфина и Минобразования тут же предложил сенатор Сергей Лисовский: «Было бы хорошо выяснить — будет ли всё-таки Минфин экономить на малокомплектных школах?» Спикер палаты регионов высказалась однозначно за проведение такой встречи: «Надо эти игры заканчивать — тема очень важная».
На встрече удалось вскрыть ещё одну проблему - её поднял молодой директор одной из муниципальной школ Курганской области Юрий Гилев. Закрытие сельских малокомплектных школ привело к нагрузке на детишек, которым для того, чтобы вовремя попасть на уроки в ближайшую школу, приходится вставать в пять-шесть утра!
Ни о каком качестве образования при такой усталости у детей, конечно же, речи нет. Как минимум нужны школьные автобусы, которых не хватает. В Курганской области закрыто 57 (!) сельских школ, которые во многом служили центром жизни для своих населённых пунктов. «Открытие таких школ требует больше усилий, нежели их закрытие, — это очевидно. Поэтому считаю необходимым поставить вопрос о законодательной защите малокомплектных школ в России», — заявил Юрий Гилев.