Уровень зарплат топ-менеджеров – это глобальная проблема. Есть реальное производство, о котором писал Карл Маркс, а есть виртуальное – биржевые спекуляции, которым живет весь мир.
Если верить Росстату, с начала 2017 года инфляция выросла в стране на едва заметные 0,84%, а в последние две недели и вовсе стоит на нулевом уровне. Понятно, что статистическое ведомство рассчитывает этот показатель по сложной методике и по широкому кругу товаров. Но у любого человека, кто элементарно заходит в магазины за продуктами, эти нулевые показатели ничего, кроме скепсиса, не вызывают. И это подтверждают последние соцопросы, согласно которым 72% населения заметили рост цен на продукты. Не оспаривая точность расчетов федерального статистического ведомства, «МК» решил выяснить, что же на самом деле происходит с продовольственными ценниками по всей России.
Спрос упал, и цены остановились
Итак, подведем итог наших самостоятельных исследований. Цена продовольственной корзины, составленной «МК», за два с половиной месяца в каждом городе менялась по-разному: от -7,8% в Ханты-Мансийске до +14,6% в Твери. В результате нехитрых подсчетов в среднем продовольственная инфляция с начала 2017 года, по версии «МК», составила 4,2%. Что существенно выше тех официальных цифр в 0,84%, которыми оперирует Росстат. При этом мы отдаем себе отчет, что наши «самодеятельные» исследования отнюдь не заменяют строго научные измерения уважаемого статистического ведомства. Но они проясняют, почему люди так мало верят официальным данным, касающимся их жизни. Цены в магазинах выросли, как ни крути цифры, и потребители это ощутили на собственном кошельке. Наши расчеты тому свидетельство.
«Методика расчета Росстата очень лукавая. Мы с этим ведомством уже много лет ведем войну, — рассказывает «МК» зампред Комитета Совета Федерации по продовольственной политике и природопользованию Сергей Лисовский. — С чем мы столкнулись? Например, они начинают считать инфляцию по оптовой цене. Но то, что оптовик продал свой продукт розничной сети за 10 рублей, это ничего не значит. Сеть, прежде чем выставить этот продукт на прилавок, может накрутить на него 2 рубля, может — 5, а может и 10. Сети сами сознались, что торгуют по рынку. Что же при таком подходе может уловить статистика?».
Действительно, оптовые цены на ряд товаров стоят на месте уже несколько лет. Рынок перенасыщен. Например, оптовая цена на мясо птицы, свинины или на куриные яйца не увеличивается почти 3 года. Притом что у производителей растет стоимость энергии, газа, увеличиваются транспортные расходы. «Если Росстат считает по оптовым ценам, это совсем далеко от того, за сколько реально покупают еду наши граждане, — говорит Лисовский. — Такая статистика необъективна. Мы предложили Росстату поменять методику. Они сказали, что для этого им надо разработать новую и утвердить ее в правительстве, что потребует не один год. Росстат не хочет этим заниматься, их все устраивает».
По словам нашего собеседника, иногда для расчетов берутся те группы продовольственных товаров, цены на которые не растут даже в сетевых магазинах. «Сети специально на определенные продукты держат низкие цены, зная, по каким категориям товаров считает Росстат, — пояснил сенатор. — Например, берут очень доступный хлеб. Ведомство фиксирует для своего анализа цену на него и очень довольно, а сети между тем поднимают цены на другие товары и получают нужную им выручку».
Отметим, что исследования наших корреспондентов в разных городах показали, что цены на продукты в основном бурно росли в январе-феврале, а к концу зимы замедлили темп. Эксперты связывают это не столько с обузданием инфляции, декларируемом правительством, сколько со снижением платежеспособности населения. «Глубже падение спроса — заметнее сокращение приростов цен», — пишут специалисты Аналитического центра при Правительстве РФ. Факты таковы, что в России спрос на продукты питания средней ценовой категории снижается — и отнюдь не в пользу более дорогой и качественной еды. Число желающих приобрести мясо птицы за последние 2 года упало на 12%. Это говорит о том, что люди отказываются от животного белка и переходят на другие, более дешевые, а может, и синтетические продуктовые группы.