Вот парадный подъезд. По торжественным дням...
Николай Некрасов

НОВОСТИ

24.03.2017
Парламентские слушания о ходе реализации Федерального закона от 03.07.2016 г. №273-ФЗ пройдут в Совете Федерации 31.03.2017 г.

Парламентские слушания о ходе реализации Федерального закона от 03.07.2016 г. №273-ФЗ пройдут  31.03.2017 г.

Принятие Федерального закона от 03.07.2016 № 273-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» устанавливает новые взаимоотношения в цепочке производитель – торговые сети. Особое внимание уделяется реализации этих последних поправок, призванных защитить права отечественного производителя на продовольственном рынке, восстановить справедливые отношения между торговыми сетями и производителями, обеспечить протекционистские меры отечественному производителю, что, в свою очередь, предполагает контроль и мониторинг их исполнения. В этой связи, в том числе  по инициативе ГД и СФ, был проведен комплекс различных мероприятий по мониторингу исполнения закона с участием ФАС России, Минпромторга и Минэкономразвития, Роспотребнадзора, региональных Департаментов торговли и услуг, торгово-промышленной палаты, отделений ООО «ОПОРА РОССИИ», Ассоциации компаний розничной торговли АКОРТ, Объединения потребителей России, представителей торговых сетей и товаропроизводителей, профильных отраслевых Союзов и Ассоциаций, подготовлены рекомендации региональными Законодательными собраниями, проведены рейды по выявлению наценки со стороны контролирующих и общественных организаций  и т.д..

Полученные данные об эффективности правоприменения Закона в целом зафиксировали положительный результат.         Реализованные  изменения в законодательство  позволили установить превентивные меры защиты прав потребителей и производителей продукции.

• Принятие данного закона позволило сдержать рост цен, а также внесло существенный вклад в снижение общего уровня инфляции в стране.

•         Сокращение сроков оплаты. Если раньше сроки оплаты варьировались от 12-45 дней, то теперь поставщики отмечают, что оплата товара  проводится за 8-40 дней. Кроме этого, более чётким стало определение пакета документов, подтверждающих начало отсчёта срока оплаты.

 •        Имея однозначный тренд на понижение  цен, сети, как минимум, не повышали цены на полке, а в некоторых случаях  - понижали, что привело в итоге к процессу дефляции в августе-сентябре этого года, а также повлияло на понижение продовольственной инфляции и снижение общей годовой инфляции.

·       Переход на прямую торговую наценку без бэк-маржи (прибыль, которую компания получает от поставщика в виде различных скидок, бонусов и т.п.).

Тем не менее, мониторинг показывает, что торговые сети ищут возможности обойти введённые меры защиты отечественных производителей продуктов питания.

Закон вступил в силу 15.07.16, а договоры позволили приводить в соответствие до 1.01.2017 - целые полгода после вступления нового закона ритейлеры сохраняли старые практики, а непосредственно перед 1.01.2017 стали изменять и не успели - и начали предлагать поставщикам снизить цены на 10% (X5 Retail Group попросила поставщиков снизить закупочные цены на 10% на фоне укрепления рубля).  То есть  отечественных производителей, которые не имеют отношения к курсу доллара, продолжают путать с зарубежными.

Поставщики подают сигналы о том, что сети продолжают искать пути обхода 5% ретробонуса, с целью увеличения своей маржи. Это принуждение производителей к предоставлению существенных скидок от заявленной цены поставки продуктов питания; немотивированный рост штрафных санкций, появление новых видов штрафов; принуждение к поставке продуктов по цене ниже цены поставки, указанной в договоре, в целях проведения рекламных акций за счет производителя.

Торговые сети, в свою очередь, увеличили валовую выручку за счёт резкого увеличения торговой наценки, которая в ряде случаев доходит до 300%. В результате без особых ценовых колебаний для потребителя, происходит одномоментное и повсеместное увеличение торговой наценки, что может свидетельствовать о признаках нарушения торговыми сетями антимонопольного законодательства.

Доходит до абсурда: штрафные санкции за одну поставку могут превысить сумму поставки (более 100%), если будут просуммированы все пункты штрафов по различным основаниям. Так же вызывает обеспокоенность рост фиксированных штрафов с 30 т.р. (в 2016 году) до 1 мнл. руб. (в 2017 году).

Участники мониторинга в подавляющем большинстве выражают мнение, что нужно защитить отечественного производителя от кабальных условий договоров и даже, в ряде случаев,  их подмены в интересах торговых сетей, ограничить штрафы и ввести симметричную ответственность торговых сетей, запретить скидки и требования скидок, а также пресечь другие виды недобросовестных практик торговых сетей-монополистов, доля которых превышает 25 процентов объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах муниципального района, городского округа.

Все эти вопиющие факты понуждают общество и производителя настаивать на утвержденном законодательно ЕДИНОМ ДОГОВОРЕ ПОСТАВКИ и введении ограничения НАЦЕНКИ.

Продолжится ли рост цен и что выиграл конечный потребитель от правоприменения Закона? Получил ли реальные преференции отечественный производитель? Оправдана ли и необходима радикальная мера регулирования рынка – ограничение торговой наценки? Введение продуктовых карточек – дополнительный источник обогащения торговых сетей? Эти и другие вопросы будут обсуждаться в ходе слушаний. 

В Парламентских слушаниях примут участие:

Заместитель Руководителя ФАС России Кашеваров Андрей Борисович, Заместитель Министра сельского хозяйства Непоклонов Евгений Анатольевич, представители региональных загсобраний, депутаты ГД и члены Совета Федерации, профессиональные Союзы и Ассоциации, производители сельскохозяйственной продукции и  представители ритейла.

ГЛАВНАЯФОТОГАЛЕРЕЯСМИКОНТАКТЫГОССЛУЖБАБИОГРАФИЯНОВОСТИАРХИВ