Европа понимает, Америка, особенно, понимает только "дашь-на-дашь". Они нас не слышат до тех пор, пока мы не заставим слышать. Сейчас мы сделали первый шаг, я считаю, что Владимир Владимирович нам подарил несколько лет жизни, вот всем россиянам.
Не стал исключением и законопроект об ограничении часов работы больших магазинов, так называемый закон Лисовского (по имени сенатора Сергея Лисовского). По этому законопроекту, всё ещё не ставшему законом, крупные магазины смогут работать «в субботу — до четырёх часов вечера, в воскресенье — не работать вообще, а в будни — до девяти часов вечера, никаких 24-часовых гипермаркетов».
«Не будут они нам указывать! Сами решим, когда ходить в магазин!» — шумят в соцсетях. А мне кажется, отличную инициативу предложили сенаторы. Надо закрывать сетевые гиганты по воскресеньям. По-моему, превосходная мысль! Вообще, торговлю в воскресенье надо резко сократить, и можно начать с торговых центров.
Европа сейчас уже совсем не та, но в пору её последнего расцвета — в семидесятые годы прошлого века, до прихода Тэтчер, Рейгана и неолиберализма, она свято блюла воскресенье как день всеобщего отдыха, в том числе и от шопинга. Помню, когда я приехал в Англию в 1970-м, в воскресенье всё было закрыто. Да и сейчас... Пробовал я в минувшее воскресенье что-то купить в Испании — и не сумел. Только несколько дежурных магазинчиков работали.
Конечно, музеи, кино и рестораны открыты, чтобы люди могли хорошенько отдохнуть со своими семьями, встретиться с друзьями, сходить на футбольный матч или поехать на экскурсию.
Если у сотен тысяч работников больших магазинов этого свободного дня нет, огромная масса людей выпадает из всеобщего совместного праздника. Да и посетители магазинов вместо того, чтобы провести время с детьми, тратят душу на шопинг.
Но не только в Европе дело. Общий выходной был одним из первых требований рабочих, потому что им требовалось отдохнуть и восстановить свою социальную среду. Он был утрачен в России после распада СССР, когда страна экспериментировала с необузданным, ничем не сдерживаемым капитализмом. Тогда многие верили, что невидимая рука рынка всё отрегулирует. Но оказалось, что не всё. Благодаря огромному количеству дешёвой рабочей силы из республик Средней Азии в России, а особенно в Москве, появилось множество круглосуточных заведений и магазинов. Для них не стало ни ночи, ни воскресенья. Такая жёсткая эксплуатация десоциализирует работников магазинов, да и самих покупателей.
Пора изменить ситуацию, тем более что Россия давно вышла из кризисных девяностых и может спокойно развёртывать социальное государство с его былыми достижениями. Пусть в России, как в Европе, ночью люди спят, а в воскресенье отдыхают — в том числе и армия продавцов.
И ещё не забудем самое главное. Воскресенье — день, когда церкви открыты, идёт литургия, на общую молитву приходят люди. Если магазины работают, тысячи продавцов не могут пойти в церковь, да и покупатели вместо молитвы бегают по магазинам.
Мне и в Израиле всегда нравилось, что в субботу всё закрыто. Поэтому семьи там крепкие: субботу они проводят вместе. А воскресенье — суббота для христиан.
Российское общество нуждается в солидарности. В советские времена солидарность торжествовала, были свои техники: субботники, общественные собрания, ячейки. Кино и искусство вообще призывали к солидарности. В 1990-е годы солидарности резко стало меньше, «каждый сам за себя» сделалось нормой. Сейчас снова есть острый спрос на солидарность. И одного патриотизма мало. Национализм в России не пользуется популярностью, да и похвал Крыму недостаточно.
Осталась церковь. Она причастием соединяет людей — и они становятся братьями и сёстрами. Иначе — человек человеку волк. Самым важным свершением постсоветского периода стало возрождение церкви. Не надо этого стыдиться — надо гордиться, что в такие сложные времена, когда на Западе церкви рушатся, когда там верующих становится меньше, а притеснений христиан всё больше, в России, наоборот, строятся храмы и христианские символы торжествуют в публичном пространстве.
Напомним, что во многих (не во всех) западных странах запрещено даже поздравлять друг друга с Рождеством или Пасхой. Официально этот запрет — чтобы случайно не обидеть не-христиан, но на самом деле в мире транснациональных корпораций к христианской вере относятся неприязненно. Власть имущие там боятся солидарности и не хотят, чтобы народ отвлекали от потребления. Россия — исключение. Здесь висят транспаранты и растяжки, поздравляющие с наступающей Пасхой, здесь храмы полны и власти впервые за многие годы не борются с церковью.
Если моллы — храмы шопинга, где отправляют культ потребления, то церковь — антипод больших магазинов. Совместное посещение семьёй церкви в разы уменьшает опасность разводов и абортов, сплачивает семью. Попробуйте, если пока не ходили!
А если к этому душа не лежит, хоть с семьёй этот день проведите, с женой и детьми. Нечего тратить выходной на шопинг!
Что же мы скажем настаивающим на своём «праве» на воскресный шопинг? Нет такого «права». Общество обустраивает свою жизнь так, чтобы стало лучше всем, а не отдельным индивидам. Поэтому общество запрещает ставить машины на тротуар, хотя и этот запрет вызвал бурю протестов, как и платные парковки. Общество запрещает курить в ресторанах, хотя, казалось бы, кому какое дело? А запрет на ночную и воскресную торговлю (пока речь идёт только об их ограничении) тем более полезен для всего общества.
Но что же будут делать не-христиане? Этот вопрос мне кажется просто лицемерным и нечестным. Я не встречал протестов со стороны верующих иудеев и мусульман. Они знают, что христиане — подавляющее большинство, и если уж они живут среди христиан, то должны уважать христианские обычаи — как христиане уважают местные обычаи в районах компактного проживания мусульман или иудеев. Против этого выступают только убеждённые враги церкви и люди, полностью поглощённые культом шопинга.
У инициаторов законопроекта, впрочем, есть и другие соображения: дать возможность маленьким магазинам справиться с жёсткой конкуренцией больших гипермаркетов. Наценки гипермаркетов куда выше, чем наценки маленьких магазинов, а значит, усиление местной малой торговли приведёт к большей экономии.
Неясно, удастся ли пройти этому законопроекту. У больших торговых сетей сильные лоббисты, которые умеют влиять на депутатов. Депутат Яровая, которая поначалу поддерживала законопроект, уже передумала и сняла свою подпись. Отказалась его поддерживать и ФАС: в антимонопольной службе сказали, что законодательно ограничивать часы работы магазинов — это «не по-нашему». Кажется, ФАС остаётся в плену чисто рыночных представлений. Весь цивилизованный мир ограничивает часы работы и торговли, пора и России вернуться к норме.