07.04.2017 |
http://www.council.gov.ru/services/discussions/blogs/79082/
Магазины «возле дома»
В конце прошлой недели состоялись парламентские слушания «О ходе реализации Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Принятие Федерального закона от 03.07.2016 № 273-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» устанавливает новые взаимоотношения в цепочке производитель – торговые сети. Особое внимание уделяется реализации этих последних поправок, призванных защитить права отечественного производителя на продовольственном рынке, восстановить справедливые отношения между торговыми сетями и производителями, обеспечить протекционистские меры отечественному производителю, что, в свою очередь, предполагает контроль и мониторинг их исполнения. В этой связи, в том числе по инициативе ГД и СФ, был проведен комплекс различных мероприятий по мониторингу исполнения закона с участием ФАС России, Минпромторга и Минэкономразвития, Роспотребнадзора, региональных Департаментов торговли и услуг, торгово-промышленной палаты, отделений ООО «ОПОРА РОССИИ», Ассоциации компаний розничной торговли АКОРТ, Объединения потребителей России, представителей торговых сетей и товаропроизводителей, профильных отраслевых Союзов и Ассоциаций, подготовлены рекомендации региональными Законодательными собраниями, проведены рейды по выявлению наценки со стороны контролирующих и общественных организаций и т. д…
Полученные данные об эффективности правоприменения Закона в целом зафиксировали положительный результат. Реализованные изменения в законодательство позволили установить превентивные меры защиты прав потребителей и производителей продукции.
• Принятие данного закона позволило сдержать рост цен, а также внесло существенный вклад в снижение общего уровня инфляции в стране.
• Сокращение сроков оплаты. Если раньше сроки оплаты варьировались от 12–45 дней, то теперь поставщики отмечают, что оплата товара проводится за 8–40 дней. Кроме этого, более чётким стало определение пакета документов, подтверждающих начало отсчёта срока оплаты.
• Имея однозначный тренд на понижение цен, сети, как минимум, не повышали цены на полке, а в некоторых случаях — понижали, что привело в итоге к процессу дефляции в августе-сентябре этого года, а также повлияло на понижение продовольственной инфляции и снижение общей годовой инфляции.
• Переход на прямую торговую наценку без бэк-маржи (прибыль, которую компания получает от поставщика в виде различных скидок, бонусов и т. п.).
Тем не менее, мониторинг показывает, что торговые сети ищут возможности обойти введённые меры защиты отечественных производителей продуктов питания.
Закон вступил в силу 15.07.16, а договоры позволили приводить в соответствие до 1.01.2017 — целые полгода после вступления нового закона ритейлеры сохраняли старые практики, а непосредственно перед 1.01.2017 стали изменять и не успели — и начали предлагать поставщикам снизить цены на 10% (X5 Retail Group попросила поставщиков снизить закупочные цены на 10% на фоне укрепления рубля). То есть отечественных производителей, которые не имеют отношения к курсу доллара, продолжают путать с зарубежными.
Поставщики подают сигналы о том, что сети продолжают искать пути обхода 5% ретробонуса, с целью увеличения своей маржи. Это принуждение производителей к предоставлению существенных скидок от заявленной цены поставки продуктов питания; немотивированный рост штрафных санкций, появление новых видов штрафов; принуждение к поставке продуктов по цене ниже цены поставки, указанной в договоре, в целях проведения рекламных акций за счет производителя.
Торговые сети, в свою очередь, увеличили валовую выручку за счёт резкого увеличения торговой наценки, которая в ряде случаев доходит до 300%. В результате без особых ценовых колебаний для потребителя, происходит одномоментное и повсеместное увеличение торговой наценки, что может свидетельствовать о признаках нарушения торговыми сетями антимонопольного законодательства.
Доходит до абсурда: штрафные санкции за одну поставку могут превысить сумму поставки (более 100%), если будут просуммированы все пункты штрафов по различным основаниям. Так же вызывает обеспокоенность рост фиксированных штрафов с 30 т. р. (в 2016 году) до 1 мнл. руб. (в 2017 году).
Участники мониторинга и совещания в подавляющем большинстве выражают мнение, что нужно защитить отечественного производителя от кабальных условий договоров и даже, в ряде случаев, их подмены в интересах торговых сетей, ограничить штрафы и ввести симметричную ответственность торговых сетей, запретить скидки и требования скидок, а также пресечь другие виды недобросовестных практик торговых сетей-монополистов, доля которых превышает 25 процентов объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах муниципального района, городского округа.
Все эти вопиющие факты понуждают общество и производителя настаивать на утвержденном законодательно едином договоре поставки (в котором, в том числе, будут закреплены ограничения штрафов) и введении ограничения наценки.
Одним из способов поддержки малого бизнеса прозвучало предложение ограничить время работы крупных сетевых гипермаркетов, которое вызвало большой общественный резонанс. При этом крупный бизнес не заинтересован в работе в павильонах и магазинах шаговой доступности, и делает все, чтобы мелкая розничная торговля захлебнулась. Негласная борьба крупного и малого бизнеса идет десятилетия. Предполагаю, что инициативу о запрете продажи алкоголя в павильонах пролоббировал именно крупный бизнес. Хотя, чем отличается продажа алкоголя в павильоне нужной площади от супермаркета? Потом аналогичное решение было принято в отношении табачной продукции и пива. То есть сети делают все, чтобы малый бизнес не выжил.
Несмотря на принятые меры в виде специальных налоговых режимов, доступности к ярмаркам, преимущественного права выкупа используемых малым и средним бизнесом помещений из государственной и муниципальной собственности, утверждения схем расположения нестационарных торговых объектов с учетом интересов малого бизнеса, количество магазинов «шаговой доступности» неуклонно уменьшается. Этот факт свидетельствует о том, что эти меры либо не работают, либо работают не в полном объеме.
Уверен, что Законопроект об ограничении работы гипермаркетов мог бы стать хорошим подспорьем малому бизнесу. При отсутствии альтернативы люди потянутся в магазины шаговой доступности и на ярмарки выходного дня. Эта практика — ограничение работы гипермаркетов — широко используется на Западе. В это время активно проводятся ярмарки, куда приезжают сельхозпроизводители, мелкие производители колбасных и молочных изделий, других фермерских продуктов, таким образом обеспечивая цепочку фермер-потребитель. В случае необходимости, жители идут в магазины «около дома», таким образом поддерживая мелкую розничную торговлю.
В настоящее время мы работаем над итоговым документом парламентских слушаний. Подчеркиваю: ограничение работы гипермаркетов по времени – это одна из возможных мер поддержки малого бизнеса. Буду признателен за направленные в мой адрес предложения о мерах поддержки малых форм торговли как альтернативе монополизации торгового пространства крупным бизнесом.
Назад