Вот парадный подъезд. По торжественным дням...
Николай Некрасов

НОВОСТИ

19.04.2017
Федеральный закон О внесении изменения в статью 8 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

ПРОЕКТ

Внести в Федеральный закон от 28 декабря 2009 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» № 381-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, №1 ст.2) следующие изменения, дополнив подпункт «б» пункта 7 части 2 статьи 8 словами «, а хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, указанные в части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона – режим работы в пределах устанавливаемых на основании закона субъекта Российской Федерации ограничений ежедневно с 22 часов до 6 часов по местному времени, а также с 16 часов до 22 часов по местному времени в субботу и с 0 часов до 22 часов в воскресенье, за исключением воскресенья, предшествующего нерабочему праздничному дню, либо совпадающего с ним, либо субботы и (или) воскресенья, с которых выходной день переносится в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 112 Трудового кодекса Российской Федерации».

 

Президент Российской Федерации

Пояснительная записка

к проекту Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О внесении изменений в статью 8 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

 

Проект федерального закона предусматривает внесение изменений с целью ограничения времени работы торговых объектов в ночное время, в том числе в выходные и нерабочие праздничные дни.

Ограничение времени работы торговых объектов предполагается распространить не на всех субъектов торговой деятельности, а только на тех, которые занимают долю в обороте всех продовольственных товаров в муниципальном образовании в размере более 25 % и на которых распространяется ограничение по приобретению дополнительных торговых объектов, и отдать решение вопроса о введении подобных ограничений на усмотрение региональных законодательных собраний, т.е. вводить его законами субъектов Российской Федерации в целях поддержки малого и среднего бизнеса.

Целью введения ограничения является защита интересов малого и среднего бизнеса, интересы которого страдают из-за деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность и занимающих долю в обороте всех товаров в муниципальном образовании в размере более 25 %, на которых распространяется ограничение по приобретению дополнительных торговых объектов согласно ч.1 ст.14 Федерального закона № 381-ФЗ. Данное ограничение введено в качестве антимонопольной меры, следовательно, законом признается, что данные субъекты, перечисленные в ч.1 ст.14 являются субъектами, действия которых могут ограничить конкуренцию на рынке услуг розничной торговли, а значит к ним могут быть применены и другие меры, ограничивающие осуществление ими отдельных гражданских прав, поскольку согласно п.1 ст.10 ГК не допускается использование гражданских прав для ограничения конкуренции. Законопроект устанавливает как общее правило право субъектов Федерации ввести ограничения на торговлю ежедневно с 22 до 6 часов по местному времени (т.е. ежедневно в ночное время), а также дополнительные к указанным ограничения с 16 до 22 часов по местному времени в субботу, и с 0 часов до 22 часов в воскресенье, если такое воскресенье не совпадает с праздничным днем, или не предшествует ему. Таким образом, субъекты Российской Федерации смогут применительно к местной специфике поддержки малого и среднего бизнеса осуществлять регулирование времени работы в ночное время и в выходные дни по аналогии с осуществлением регулирования времени продаж алкогольной продукции. Ограничения не применяются к субботе и воскресенью, с которых выходные дни перенесены постановлением Правительства в порядке ч. 5 ст.112 Трудового кодекса (т.е. к субботе и воскресенью – рабочим дням).

От ограничения конкуренции субъектами, указанными в ч.1 ст.14 закона № 381-ФЗ в первую очередь страдают субъекты малого и среднего предпринимательства. По данным Росстата за 2012-2014 годы количество занятых в малых предприятиях стояло на месте (10755,7 в 2012, 10775,2 в 2013, 10789,5 в 2014), количество занятых в средних предприятиях за этот же период неуклонно уменьшалось (1719,5 в 2012 1630,7 в 2013 1585,8 в2014). Число малых предприятий показало за тот же период 2003,0 2063,1 2103,8 рост менее 2 процентов, а число средних предприятий показав снижение в 2012, в 2013 и 2014 не изменялось

В удельном весе всех предприятий в процентах оборот малых предприятий с 2011 неуклонно снижался 22,2-в 2011 21,1-в 2012 20,5-в 2013 20,2 – в 2014, как и оборот средних предприятий за тот же период 7,1 за 2010 5,1 за 2011 5,4 за 2012 4,9 за 2013 4,8 за 2014. Число средних предприятий в сфере розничной торговли также неуклонно снижалось с 2010 года 1527 в 2010 948-в2011 788-в 2012 755-в 2013 713-в 2014. При этом сфера розничной торговли составляет долю 38.8 % от всех малых предприятий и 26.6 % от всех средних предприятий (на конец 2014 года), служит сферой занятости для 29.7 % всех работников, занятых в малых предприятиях и 15,1 % всех занятых в средних предприятиях.

Меры поддержки малого и среднего бизнеса в Федеральном законе № 381-ФЗ исчерпываются ч. 4 ст.10 (Схемой размещения нестационарных торговых объектов должно предусматриваться размещение не менее чем шестьдесят процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов) и ст.11 о предоставлении мест на ярмарках, в связи с чем представляются не достаточными с учетом тенденции сокращения числа хозяйствующих субъектов малого и среднего предпринимательства. В связи с чем необходимы дополнительные меры поддержки малого и среднего бизнеса в сфере розничной торговли, в частности, передача им части выручки, которая поступает крупным торговым сетям от ночной торговли.

Статистические данные свидетельствуют о незначительном количестве покупателей, которые совершают покупки в ночное время. Так, 33 %участников опроса, проведенного журналом Sales Business и интернет-порталом Rambler.ru (в голосовании приняли участие 23 307 человек), отметили, что в их районе нон-стоп работает больше трех магазинов. Еще 22% опрошенных заявили, что имеют поблизости как минимум две торговые точки, где можно сделать покупки в темное время суток. Наряду с этим 61% респондентов указали: покупки с 23:00 до 8:00 для них редкость. Еще 23% опрошенных вообще не приходят приобретать товары в эти часы.

79% участников опроса заявили, что никогда не делали покупок непродовольственных товаров ночью.

Из покупателей, приобретающих товары в ночное время основной поток идет до 24 часов. Таким образом, продажи не осуществляются равномерно всю ночь.

Оборот торговых объектов в ночное время значительно ниже дневного. По оценкам аналитиков рынка, оборот сети «Перекресток» ночью составляет в среднем 7–8% от дневного.

Целесообразность ночной торговли связана с сопоставлением выручки магазина с уровнем затрат. Таким образом, для работы в ночное время необходимо преодолеть точку безубыточности, сложности с сохранением товара по сравнению с дневным временем, а также существенно возрастающий в ночное время риск грабежей.

В большинстве регионов нет нужды в ночной торговле, достаточно работать до 22:00. Безусловно, покупатели есть и после, однако, например, данные 2007 года показывали, что это были покупатели алкогольной продукции.

Также следует учитывать, что розничная торговля является сферой труда и занятости 34 % нелегальных мигрантов, которые также заинтересованы в круглосуточной работе торговых объектов, позволяющей снизить издержки на наем жилья.

За рубежом широко применяется ограничение времени работы торговых объектов. В Польше планируют запретить торговлю по воскресеньям. Так, в Германии и Австрии существует "воскресная тишина" (Sonntagsruhe),означающая, что в воскресенье и праздничные дни все магазины закрыты. Работать могут только автозаправочные станции, киоски на территории вокзала, а также сувенирные лавки для туристов. В Бельгии в эти дни работать могут только небольшие магазины. В Люксембурге крупные торговые сети открываются на 4 часа только в первое воскресенье месяца. В Испании торговлю в выходные и праздничные дни регулирует местная власть.

Во Франции в воскресенье закрыты все гипермаркеты, а супермаркеты в крупных городах работают только с 9:00 до 13:00 и при условии, если они торгуют пищевыми продуктами. В Греции открываются только небольшие торговые точки, а крупные магазины могут торговать в течение семи избранных воскресений в год.

В Польше законопроект, который предусматривает ограничение торговли в воскресенье, инициирован польским независимым профсоюзом "Солидарность" (Solidarność) и находится на рассмотрении в Сейме. Законопроект - об ограничениях торговли всех торговых сетей, кроме аптек, автозаправочных станций, пекарен, сувенирных лавок, киосков с прессой и магазинов, расположенных на территории вокзалов, автобусных станций и аэропортов, и небольших магазинам в спальных микрорайонах, при условии, что в этот день будет работать только владелец. Также предлагается ограничить упаковку и доставку товара в воскресенье для торговли в Интернете. Проект также предусматривает разрешение на торговлю в воскресенье семь раз в году. Магазины должны работать, в частности, в воскресенье накануне Рождества и Пасхи, а также в период больших распродаж.

Основная цель ограничения заключается в том, чтобы работники торговых точек могли провести выходной день с семьей, а не за прилавком в магазине. Работники торговли чувствуют себя перегруженными, и дополнительная оплата за работу в воскресенье не поощряет их к работе в выходной день. Ограничение торговли не станет причиной уменьшения оборотов торговых сетей, поскольку изменяется время покупок, а не потребительский спрос.

Согласно социологическому исследованию, проведенному CBOS (Centrum Badania Opinii Społecznej) в Польше, 61% населения Польши поддерживает инициативу профсоюза "Солидарность" о запрете работы торговых точек в воскресенье. Среди сторонников данного законопроекта женщины - 65%, среди профессиональных групп представители сферы услуг - 81%, а также верующие, считающие воскресенье днем ​​для посещения службы и семьи, а не магазинов (75%). Против выступают преимущественно владельцы фирм (53%) и кадры руководящего звена (48%). Типичные покупатели в магазинах и торговых центрах Польши в воскресенье это люди в возрасте от 25 до 44 лет, проживающие в крупных городах и в будни работающие полный рабочий день, невелика доля покупающих необходимые товары в воскресенье -пенсионеров.

В связи с изложенным, мера по ограничению времени работы субъектов торговли со значительной долей на рынке на основании закона субъекта Российской Федерации (который самостоятельно оценит необходимость введения указанной меры в местных условиях) и с учетом распространения только на самых крупных субъектов рынка услуг розничной торговли продовольственными товарами не повлечет как ограничения прав покупателей, так и значительного снижения выручки субъектов торговли. Выручка, которую указанные субъекты получают от торговли в ночное время, не будучи значительной для хозяйствующих субъектов, указанных в ст.14 закона № 381-ФЗ,  будет способствовать поддержке хозяйствующих субъектов малого и среднего бизнеса в сфере розничной торговли.

 

ГЛАВНАЯФОТОГАЛЕРЕЯСМИКОНТАКТЫГОССЛУЖБАБИОГРАФИЯНОВОСТИАРХИВ