Европа понимает, Америка, особенно, понимает только "дашь-на-дашь". Они нас не слышат до тех пор, пока мы не заставим слышать. Сейчас мы сделали первый шаг, я считаю, что Владимир Владимирович нам подарил несколько лет жизни, вот всем россиянам.
24 июля Госдума приняла в первом чтении законопроект о запрете возврата нереализованных продуктов, внесенный депутатом Ириной Яровой и сенатором Сергеем Лисовским. Согласно ему, теперь в случае, если торговая сеть не успела в срок продать товары, издержки ложатся на нее саму, а не на поставщика. Это положение продолжает вызывать споры среди участников рынка, профильных ведомств и экспертов. Одни утверждают, что нововведение поддержит отечественных сельхозпроизводителей. Другие, напротив, видят в нем угрозу исчезновения качественных скоропортящихся продуктов и роста цен на них.
По пока еще действующему законодательству, торговые сети и поставщики могут заключать договоры, согласно которым возможен возврат продуктов, если это выгодно обеим сторонам. Но навязывать включение условия о возврате нереализованной продукции запрещено.
Впрочем, как показывает практика, на деле не все соблюдают законодательные нормы: прецеденты подобного навязывания наблюдались. В результате на свет появился законопроект, запрещающий ритейлерам возвращать поставщикам продукты, которые они не смогли реализовать за определенный срок. Документ поступил в Госдуму в начале года. «Мы провели большое расследование, было опрошено достаточно много предприятий. Мы детально поработали с 500 производителями в стране, более 70% поддержали нашу позицию, и большое количество отраслевых союзов. После этого мы пришли к решению выйти с этой законодательной инициативой», — говорит один из авторов законопроекта сенатор Сергей Лисовский.
По мнению сторонников преобразований, новые меры позволят уравнять положение крупных и мелких игроков рынка, а также подстегнут развитие отечественного агропроизводства. «Этот закон реально снизит издержки производителей и, соответственно, будет способствовать снижению цены товаров в магазинах», — утверждает сенатор. По словам Лисовского, положительному эффекту запрета на возврат нереализованной продукции есть подтверждение. Дело в том, что ранее некоторые розничные сети пошли на эксперимент и подписали соглашение с двумя отечественными объединениями пекарей и кондитеров. В его рамках они отказались от возврата хлебобулочных изделий. «Все боялись, что вырастут цены на хлеб, что ассортимент будет скудным. Но по факту мы увидели обратную картину: в магазинах выросли продажи, а издержки производителей сократились. Менеджеров магазинов, отвечающих за поставку товаров, стали наказывать за возврат. Поэтому они начали к этому процессу подходить разумнее: реально оценивать ассортимент и объемы поставок. В результате выиграли и торговые производители, и торговые сети. Теперь же мы хотим распространить этот опыт на всю страну и на все продукты», — рассказал в беседе с «МК» Сергей Лисовский.