Вот парадный подъезд. По торжественным дням...
Николай Некрасов

КОЛЛЕКЦИЯ

Но тогда я относился к этому предмету как к одно­му из многих десятков, как это говорилось в нашей среде, рекламных носителей. Тем более что боль­шую часть времени у меня тогда занимала только начинающаяся развиваться в нашей стране телеви­зионная реклама.

Потом мне пришлось круто поменять сферу своих интересов. Перейти в аграрный сектор нашей эко­номики. Создать компанию по производству мяса птицы.

В 1998 году, еще больше как бывший рекламщик, чем начинающий аграрий, сразу же задумался над вопросом выбора бренда. Понял, что лучшего названия чем «Моссельпром» не придумаешь. Слоган «Нигде, кроме как в Моссельпроме» В. Маяковского во всех учебниках мира по рекла­ме приводится как один из лучших примеров для успешного продвижения товаров. Так почему бы­ло не попытаться продолжить лучшие традиции как дореволюционных московских пищевых ком­паний, на основе которых был и создан Моссельп­ром, так и самого того легендарного Моссельпро-ма 20-х гг.?

Стремление к продолжению и развитию традиций, естественно, потребовало более глубокого проник­новения в жизненную среду тех времен. А ее лучше всех и отражал для массового сознания, на мой взгляд, такой жанр, как плакат. Ведь телевидения еще не было, кинематограф находился только в на­чале пути, а литература и театр были все-таки уде­лом относительного меньшинства. И чем больше образцов плакатного творчества по­падали ко мне, постепенно превращаясь в коллек­цию, тем больший интерес и удивление этот фено­мен нашей прошлой жизни у меня вызывал! Вот к примеру. Вроде бы прошло почти сто лет. Сейчас, работая заместителем председателя коми­тета Совета Федерации по аграрно-продовольст-венной политике и рыбохозяйственному комплексу и уже, думаю, много понимая в сельском хозяйстве, я не могу отказать в актуальности и для сегодняш­него дня следующих призывов на плакатах 20-30 - х годов.

«День летний - год кормит», «Преступник тот, кто режет молодняк», «Осушай болото - увеличивай кормовую базу животноводства», «Овладевай аг­ротехникой», «Ни одного гектара незасеянной зем­ли!», «Разводи кур!», «Сей кукурузу широкозахват­ным агрегатом» и т.д.

Все это - во время обострения глобального конку­рентного соперничества в мире за продовольствие, остроты состояния вопроса о продовольственной безопасности страны из-за засилья импорта и не­достаточной еще пока эффективности отечествен­ного АПК - и сегодня крайне насущно! Эти призывы я бы не раздумывая включил бы в план мероприятий по информационному сопрово­ждению и «Государственной программы развития сельского хозяйства на 2008-2012 гг.». Конечно, прискорбно, что уже много столетий мы никак не можем решить продовольственную проб­лему. Но все равно, как мне представляется, хвала тем, кто сумел самые больные ее точки сформули­ровать в коротких призывах!

Теперь о собственно эстетической стороне пред­ставленных плакатов.

Художникам плакатов 20-30 гг. прошлого века изобразительными средствами удалось передать привычные крестьянскому самосознанию «лубоч­ные» бессознательные представления народа о ми­ре, хорошо отраженные в сказках и фольклоре. И это, заметьте, без предварительных современ­ных фокус-групп и глубинных интервью, которые должны это самое бессознательное улавливать для целей эффективной рекламы! Что еще очень важно с эстетической стороны - так это высокая культура рисунка, позволяющая в от­личие от той же компьютерной графики передавать настроение героя.

И это неудивительно! Большинство работавших в жанре плаката прошли хорошую живописную шко­лу. Вот как писал И. Е. Репин о рисунках того же В. Маяковского, который учился, но не закончил ху­дожественного училища: «В каждом его рисунке, в каждом штрихе — доподлинный реализм. И как хлестко нарисовано, с каким темпераментом, с ка­ким знанием анатомии. Он истинный физиономист. Нет, это не дилетант, это мастер». Одним из примеров передачи рисунком характера с деталями быта является плакат «Крестьяне и кре­стьянки - вступайте в члены сельпо» и обложка книги «Как перейти на многополье». И последнее. О плакатах возвышенно-державного толка.

Что-то в них сейчас вызывает улыбку, что-то нос­тальгию, а что-то поддержку. Ведь нельзя же воз­разить призыву - «10 миллионов книг деревне»? И признаем: то, что делается в этом направлении теперь, также было предвосхищено в творчестве плакатистов XX века. Например, большого отличия между плакатом «Слава колхозному крестьянству» с советским гербом и современными плакатами ти­па «Многодетная семья - гордость России» с рос­сийским флагом, в общем-то, нет. Поэтому, глядя на все плакаты, мы видим историю нашей страны. Великую историю великой страны!

ГЛАВНАЯФОТОГАЛЕРЕЯСМИКОНТАКТЫГОССЛУЖБАБИОГРАФИЯНОВОСТИАРХИВ