03.03.2005 | Стенограмма выступления С. Лисовского на заседании Совета по вопросам агропромышленного комплекса при Председателе Совета Федерации
"О состоянии законодательства и мерах по защите российского птицеводства"
Добрый день, уважаемые коллеги! Доклад был очень емким, объемным, практически я готовился к этому выступлению, но, в общем-то, все моменты основные были освещены предыдущим докладчиком. Что бы я хотел добавить? Действительно все пожелания и все запросы Минсельхоза и Росптицесоюза отвергаются Министерством экономического развития. И причина здесь не только в непонимании проблем отрасли, как мне кажется, исходя из опыта моей работы в Совете Федерации, а причина в том, что здесь министерство находится между двух огней: между производителями птицы в России и между желанием этого министерства быстрее помочь России вступить в ВТО.
И те протоколы, которые были подписаны уже Министерством экономического развития, и в частности господином Медведковым, идут вразрез с интересами развития птицеводства в России. Причем идут вразрез практически в диаметрально-противоположных направлениях, когда мы выступаем за снижение квот, и Минсельхоз выступает за снижение квот, а протокол о том, что квота увеличивается на 5 процентов каждый год, уже подписан с американцами. Поэтому вообще непонятно, зачем существует Министерство сельского хозяйства в России, когда всю экономику в сельском хозяйстве определяет министерство так называемого экономического развития. Хотя я могу сказать, что в области сельского хозяйства это министерство экономической гибели. Потому что все, что делает Минэкономразвития, приводит к ухудшению состояния сельскохозяйственной отрасли.
Что происходит на данный момент? Если вы помните, и в 1999 году, и в 2000 году был большой прилив инвестиционных денег в птицеводство. И была эйфория, что мы действительно поднимем эту отрасль, она будет доходной, мы сможем обеспечивать россиян качественным и дешевым мясом. И это было возможно. Но после того как все позиции птицеводов были преданы и не поддержаны, насколько я знаю, в последние два года инвестиций в нашу отрасль поступает все меньше и меньше. И в 2005 году, насколько мне известно, ни один крупный холдинг инвестировать птицеводство больше не хочет. И это правильно, потому что всем показали, что инвестиции в какую-либо отрасль у нас в сельском хозяйстве очень опасны. Потому что государство, которое обязано регулировать этот рынок, потому что ни в одной стране: Америке, странах ЕС, Канаде - нет нерегулируемого сельскохозяйственного рынка. У нас он почему-то должен существовать и регулировать сам себя. Но, к сожалению, его сейчас регулируют в основном из Америки, из Канады, из Бразилии.
Возьмем проблемы, которые были у предыдущего докладчика. Например, демпинг. Мы знаем, что в последние полгода часть стран Восточной Европы вошли в ЕС. Прибалтийские страны, например. Что происходит там?
На сегодняшний день там стоимость солярки для сельхозпроизводителей ниже, чем у нас в России, где эту солярку добывают. В пересчете на рубли там 10 рублей стоит литр солярки. У нас он стоит 13 рублей.
На сегодняшний день субсидирование стран ЕС позволяет сельскохозяйственным производителям Прибалтики покупать любую технику, даже российскую. Как только техника пришла к ним в хозяйство, им сразу же возвращают 50 процентов стоимости этой техники.
Это только две программы, о которых я говорю, не говоря о субсидировании семян, комбикормов и так далее.
Что у нас происходит? 31 декабря 2004 года Правительство преподносит подарок российским производителям мяса птицы. Я понимаю, почему это произошло 31 декабря, потому что трудно, скажем так, поймать этот закон.
Так вот, что делают? Берут из списка кормов, которые всегда облагались НДС в 10 процентов, убирают два самых важных компонента, это гранулированные корма для свиней и крупка для птиц. То есть это 90 процентов кормов, которые используются в сельском хозяйстве, уходят из льготного НДС. Причем это нигде не обсуждается, и этот документ подписывается 31 декабря. И причем вводится через 2 месяца после подписания.
Если учесть, что уборочная кампания прошла, уже все планы подбиты, и все мы знаем, что сельхозгод начинается летом, то это делается в середине сельскохозяйственного года практически, когда ничего изменить в экономике этих предприятий невозможно. И ни с кем это не обсуждалось.
Теперь по контрабанде. Контрабанда у нас вообще веселая. Как идет крупная контрабанда, я не называю мелкие ручейки.
Украина. В том году я был в правительственной делегации, которая была в Бразилии, и там возникал вопрос по импорту мяса птицы и свинины в Россию. Мы были приглашены на крупнейшее предприятие - "Sadia". И когда проходили по складам готовой продукции, вдруг я вижу, написано - Украина. Я говорю: "Украина же закрыла границу для бразильской курицы". Вообще Украина закрыта для иностранной курицы. Они говорят: " А это не на Украину, это в особые экономические зоны на севере Украины, а дальше идет в Россию, без пошлины". Причем это эшелоны, это партии не средние, это крупные партии. И все об этом прекрасно знают, никто эту ситуацию не меняет.
Дальше, Калининград. Состоялась встреча крупных сетевиков, это "Перекресток", "Седьмой континент" и тому подобное. Что там обсуждалось? Почему вдруг у них выросла цена на закупку птицы? Усложнился привоз курицы из Калининграда. И они в открытую говорят: к нам приходили окорочка и разделка куриная из Калининграда, которые просто присыпаны солью. Мы эту соль стряхивали и выставляли на продажу.
То есть на сегодняшний день реально Калининград - это огромная дыра, через которую идет контрабандный товар. Потому что по закону, если курица была привезена в Калининград и переработана, и ввозится в Россию беспошлинно, а достаточность обработки не была определена. Поэтому, если ее посыпали солью, вроде уже переработали. Причем посыпали даже сверху целлофана, скажем так.
И это уже дошло до того (я разговаривал с некоторыми таможенниками), что люди, покупая упаковки с американской курицей, в гаражах засыпают солью (понятно, в каких условиях) и отправляют в Россию.
А теперь, по возможности, торговать нам в ЕС. Когда в Совете Федерации выступали Греф и Медведков, они сказали, что если мы вступим в ВТО, вы сможете продавать, они к нам курицу, а вы к ним. Ряд российских предприятий попробовали сертифицировать свою курицу для отправки в страны ЕС. Четыре месяца прошло, они даже не получили документы, которые надо заполнить для сертификации.
В то же время те страны, например, Польша, которая только что вошла в ЕС, прислала список 1800 предприятий в Минсельхоз, чтобы те в течение месяца или полутора месяцев сертифицировали для поставки провизии в Россию. И причем это не просьба, это требование.
Дальше. Если мы вступим в ВТО на тех условиях, которые подписало Минэкономразвития с Америкой и со странами ЕС, там написано, что мы не можем ухудшать условия ввоза. То есть у нас пошлина на сегодняшний день - 22 евроцента, допустим. Для того чтобы нам ввезти в зону Евросоюза килограмм курицы, нам надо будет заплатить один евро. И так как по закону, если мы вступим в Евросоюз, мы должны будем платить один евро, они должны будут платить 22 евроцента. То есть ни о какой конкуренции уже говорить невозможно.
Не говоря уже о субсидировании. Если, например, курицу привозят из Евросоюза в Россию, то в течение трех месяцев фермеру возвращают 42 евроцента.
Теперь тарифы. Тарифы вообще смешные. Раньше были тарифы для сельхозпредприятий, сейчас сельхозпредприятий вообще никто не видит, они попали в разряд "прочие". То есть у нас вообще нет сельскохозяйственной промышленности. Мы попали в "прочие", то есть в самый высокий тариф.
И последнее, по налогам. В свое время был разрекламирован единый сельхозналог. Его приняли, и после этого сразу отменили все налоговые льготы сельхозпредприятиям. Что произошло?
Единый сельхозналог, видимо, очень умные люди делали, он таким образом выстроен, что крупное предприятие работать по нему не может, потому что оно является плательщиком НДС. И любая перепродажа продукта, например, понятно, что крупное сельхозпредприятие не может само к каждому потребителю донести свой товар, оно работает через сети, через посредников, через дистрибьюторов. Как только произошла эта передача товара, там возникает НДС. И этот НДС уплачивает уже следующий продавец. Ему, естественно, это невыгодно, потому что не было передачи НДС. То есть сельхозналог выгоден только для мелких фермеров, который вырастил у себя курочку, пошел на базар и ее продал.
Но понятно, что таким образом сельхозотрасль развиваться не может. Если взять ту же Америку, там 2 миллиона фермерских хозяйств, они убыточны, их дотируют на 50 процентов. А 70 процентов всей сельхозпродукции Америки, которая является лидером в сельскохозяйственной отрасли мира, производят всего лишь 5 процентов предприятий. И это в любых странах так. То есть сельхозпродукцию могут производить только крупные сельскохозяйственные холдинги, а они по этому закону работать не могут.
В результате что получилось? На сегодняшний день у сельхозпредприятий нет вообще никаких льгот. Они лишены всех налоговых льгот, которыми обладают металлурги, энергетики, кто угодно. А им говорят о сельхозналоге, которым они пользоваться не могут.
По-видимому, у меня все. Еще можно долго говорить, но я хотел бы, чтобы эти вопросы были подняты, и все-таки каким-то образом, может быть, через Совет Федерации достучаться до Минэкономразвития, чтобы не как в нашей пословице - "А Васька слушает да ест", а чтобы оно отреагировало реальными документами на те запросы, которые звучат от сельскохозяйственных производителей.
Назад