Вот парадный подъезд. По торжественным дням...
Николай Некрасов

АРХИВ

01.12.2005 | Совет Федерации Федерального Собрания РФ
Выступление Члена Совета Федерации С.Ф.Лисовского на 162 заседании Совета Федерации

Пункт 26 повестки дня – о неотложных мерах по предотвращению распространения и ликвидации очагов заболевания домашних птиц гриппом и другими опасными инфекционными болезнями на территории Российской Федерации. Докладчик – заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике Сергей Федорович Лисовский. Пожалуйста.
Лисовский С.Ф. Уважаемые коллеги, необходимость рассмотрения данного вопроса на столь высоком уровне продиктована рядом обстоятельств. Во-первых, вы все знаете, что на территории ряда регионов России в сентябре-октябре этого года был обнаружен вирус птичьего гриппа.
Во-вторых, скоро к нам поступят на рассмотрение поправки в законопроект № 225383/4, предусматривающие предоставление органам государственной власти субъектов Федерации права за счет собственных бюджетов осуществлять полномочия по предметам совместного ведения. Этот законопроект рассматривался у нас в Совете Федерации 21 ноября. И обсуждался достаточно бурно.
Например, моя Курганская областная Дума прислала мне обращение по поводу этого закона. Я прошу господ сенаторов внимательно отнестись к этому закону, потому что он серьезно затрагивает интересы всех регионов, хотя в сопроводительной записке Правительства написано, что он не повлечет дополнительных бюджетных ассигнований.
О чем, в частности, этот закон – о передаче субъектам Российской Федерации полномочий по защите населения от болезней, общих для животных и человека. Вы понимаете, что такие мероприятия потребуют достаточно серьезных дополнительных средств.
Далее. В этом же законе предлагается, что все меры по профилактике и противоэпидемическим мероприятиям тоже были бы за счет бюджетов субъектов Федерации. Но мы все с вами прекрасно понимаем, что данные заболевания носят природно-очаговый характер, они возникают на территории нескольких субъектов Федерации и их нельзя загнать в рамки одного региона. Естественно, это проблема федерального Правительства и федерального бюджета.
Далее. В нашем проекте постановления рассматривается вопрос о возмещении населению убытков, причиненных проведением ветеринарно-санитарных мероприятий, за уничтожаемую птицу. Мы считаем, что это тоже вопрос федерального уровня, потому что многие регионы не имеют дополнительных средств на выплату этой компенсации. Причем мы предлагаем выплачивать компенсацию только населению, крупные промышленные комплексы должны сами заниматься защитой своей птицы и своих животных.
В представленном проекте предусматриваются рекомендации Правительству по разработке конкретного плана действий по предотвращению распространения на территории Российской Федерации вируса птичьего гриппа. Здесь имеется в виду вот что: на сегодняшний день Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору не обладает дополнительным бюджетом на проведение данных мероприятий, и мы предполагаем, что необходимо обратить на это внимание Правительства с целью выделения из федерального бюджета средств на данное мероприятие.
И еще хотел бы отметить один вопрос, он был исключен из нашего проекта Правовым управлением. Дело вот в чем: в связи с недавними событиями, связанными с заболеванием домашней птицы гриппом в ряде регионов, на страницах ряда газет, в передачах нескольких телевизионных каналов необоснованно нагнетается поток негативной информации (как нам кажется, явно заказного характера) по поводу птичьего гриппа, что в конечном итоге отрицательно сказывается на экономическом потенциале отечественного птицеводства и в общем сельского хозяйства. Потому что птицеводство и животноводство являются, естественно, локомотивами данной отрасли.
У нас было предложение обратиться к министерству культуры, которое на сегодняшний день осуществляет контроль за информацией, появляющейся в средствах массовой информации, о проведении расследования по данному вопросу, потому что та информация, которая была дана, и в том объеме, в каком она преподносилась, не соответствует той проблеме, которая существует на сегодняшний день в ветеринарной и санитарной ситуации, сложившейся вокруг птичьего гриппа.
Но Правовое управление нам исключило этот пункт, основываясь на том, что мы не можем указывать средствам массовой информации, как себя вести в том или ином случае. С этим надо согласиться, кроме одного. Совершенно непонятно, почему так информация нагнеталась, в таком истерическом виде… В то же время всячески замалчивалась информация о том, что в Соединенных Штатах Америки данная эпидемиологическая проблема существует уже 10 лет. А у нас 75 процентов импортной курицы идет именно из Америки. Почему это нигде не прозвучало, ни на одном из каналов? Я прошу поддержать проект нашего постановления. Большое спасибо.
Председательствующий. Новиков Вячеслав Александрович, вопрос у Вас? Пожалуйста.
Новиков В.А. Сергей Федорович, Вы так убедительно рассказывали про субъекты Федерации, у которых нет денег. Не кажется ли Вам, что это нарушение просто как минимум этическое, просить их, не выделяя денег с федерального уровня, за свой счет осуществлять все эти операции? У них нет денег просто на это.
Лисовский С.Ф. Так я и говорю, что я просил бы в том проекте закона, который к нам дойдет, а закон этот называется…
Новиков В.А. Нет, я понимаю. Давайте мы исключим пункт 2, и все в порядке будет.
Лисовский С.Ф. Пункт 2 нашего постановления?
Новиков В.А. Конечно.
Председательствующий. Коллеги, знаете, что я предлагаю? Давайте мы не будем углубляться в дискуссию. Судя по всему, этот документ мы сегодня будем принимать за основу, потому что вопросы возникают. Поэтому давайте по постановке вопроса, потом поправки вносите.
Петренко Валентина Александровна, вопрос? А где Петренко Валентина Александровна? Нет Петренко.
Кадохов Валерий Тотразович, вопрос? Пожалуйста.
Кадохов В.Т. Я хотел бы коллегу спросить, а можно ли назвать хотя бы самую общую сумму ущерба и каковы перспективы с учетом возможностей бюджета? Как Вам мыслится?
И второе. Расследование депутатского характера или прокурорского? Кто исключает? И кто вообще на ТВ несет ответственность за дезинформацию населения?
Лисовский С.Ф. Объем убытков, которые понесло птицеводство (есть разные оценки, но примерно можно говорить), с учетом всего объема – около 80 тысяч кур. Считайте, что это примерно около 100 тыс. долларов. Объем на сегодняшний день небольшой. Но в то же время даже такие суммы для многих регионов в конце года достаточно непосильны. Я могу сказать, что в тех регионах, где деньги были найдены для компенсации убытков населения, вторых очагов заражения не возникало. А именно в тех регионах, где компенсация не выплачивалась, естественно, население прятало свою птицу, возникли вторичные очаги заражения птичьим гриппом.
А в плане ответственности это действительно вопрос очень сложный. Я предлагаю еще раз к нему вернуться, потому что реально мы с вами могли иметь панику среди населения. И ущерб еще больше в сельскохозяйственной отрасли от той дезинформации, которая неслась со страниц печати и каналов телевидения.
Председательствующий. Понятно.
Пантелеев Олег Евгеньевич, вопрос? Давайте.
Пантелеев О.Е. Уважаемый Сергей Федорович! Я специально запрашивал Академию медицинских наук, и мне ответили, что в медицинской практике нет такой болезни, как птичий грипп, есть заболевание, называемое "орнитоз". Так вообще это одно и то же – птичий грипп и старая болезнь, известная нам давно уже, "орнитоз"?
Лисовский С.Ф. Я не специалист в ветеринарии. Но то, что я знаю, – да, это примерно так. Самое главное, что вся информация, которая была дана о возможности заболевания птичьим гриппом в России людей, шла только от санитарных врачей. Ветеринары скромно молчали, потому что для них это не влечет увеличение бюджетов, они в этом разбираются именно как специалисты. "Санитары" же, как мне кажется, пытаются это использовать для увеличения бюджета следующего года для финансирования своей отрасли.
Пантелеев О.Е. А лечащие врачи вообще возмущены этим.
Лисовский С.Ф. Да, я с Вами согласен, но тут, к сожалению, мало кто думает о реальных проблемах России, а думают о ведомственных интересах.
Председательствующий. Всё, коллеги.
Коллеги, есть предложение.
Сычев Валерий Александрович – по ведению. Всё, выключили.
Коллеги, есть предложение проголосовать за принятие постановления за основу. И потом, Сергей Федорович, я попрошу ваш комитет и лично Вас взять на себя труд рассмотреть все поправки, подготовить к следующему заседанию уже согласованный текст и включить в него те предложения, которые коллеги выдвигают.
Итак, коллеги, документ № 616. Прошу подготовиться к голосованию о принятии постановления за основу. Идет голосование.

Результаты голосования (14 час. 02 мин. 12 сек.)
За - 118 чел. - 66,3%
Против - 1 чел. - 0,6%
Воздержалось - 2 чел. - 1,1%
Голосовало - 121 чел.
Не голосовало - 57 чел.
Решение: принято


Решение принято.
Коллеги, я предлагаю, давайте выделим одну неделю на поправки, чтобы была еще вторая неделя уже для работы над этим пакетом поправок. Нет возражений? Устанавливаем срок по сдаче поправок – одна неделя.
ГЛАВНАЯФОТОГАЛЕРЕЯСМИКОНТАКТЫГОССЛУЖБАБИОГРАФИЯНОВОСТИАРХИВ