Вот парадный подъезд. По торжественным дням...
Николай Некрасов

АРХИВ

05.12.2007 | Московский Комсомолец в Туле
Сенатор Сергей Лисовский: «Хватит сельскую жизнь считать «идиотизмом»
Несколько подзабытые ныне авторы «Манифеста Коммунистической партии» мечтали освободить людей от «идиотизма деревенской жизни». Вырвать их оттуда без всякой жалости и любой ценой. Не задумываясь особенно о том, чем потом будут кормить этих освободившихся. Выражение про «идиотизм» крепко прижилось в умах прогрессивной общественности. Удивительно, но этим пресловутым «идиотизмом» до сих пор без всякого зазрения совести оперируют даже отъявленные либералы, которым соглашаться в чем-либо с замшелыми коммунистическими догмами вроде бы и по должности не положено. А вот тут – соглашаются. Думается, все из того же городского снобизма, привычки думать, что село, сельское хозяйство - «черная дыра», которая гирей висит на их прогрессивных рыночных устремлениях. Что без них жить было бы куда приятнее и проще.

Но история - дама капризная и загадочная, способная преподносить сюрпризы. Сегодня словечко «идиотизм» чаще приходит на ум, когда видишь наши города, в которых люди часами томятся в автомобильных пробках, подобно покорному стаду, спускаются под землю, чтобы давиться в поездах метро, дышат воздухом, от которого снег чернеет, едва успев лечь на землю, питаются продуктами, о составе которых лучше не задумываться – вырвет... А еще в своей бесконечной гонке эти счастливцы из больших городов не видят ни закатов, ни рассветов, потому что из их окон видны лишь стены все тех же коробок для житья. Вот такой поворот истории сегодня наблюдается.
И потому в главных мегаполисах Европы стало модным отправляться на недельку-другую в сельскую глубинку, на природу, дышать воздухом полей и лесов, жить в глуши, оторвавшись от городской суеты. В общем, окунуться в тот пресловутый «идиотизм», чтобы хоть ненадолго почувствовать себя человеком.
Впрочем, что там Европа! Разве каждый российский горожанин не мечтает сегодня иметь «домик в деревне»? Посмотрите, что творится перед выходными или праздниками на дорогах и в электричках – городские граждане валят на природу, аки рыба на нерест, сметая все на своем пути. Тут, граждане, инстинкт работает, природа диктует, естество берет свое. А против них не попрешь.
Но, скажут нам, окунуться на недельку в тишину и прочую благодать – одно. А вот жить на селе постоянно – совсем другое. Что там делать предприимчивому человеку? Коровам хвосты крутить? Не бизнесом же заниматься - там капиталов не наживешь!  Что тут сказать...
Заветы основоположников марксизма и советское восприятие сельского хозяйства как «черной дыры» по-прежнему царят в наших головах. Даже в самых либерально-рыночных. Все наши младореформаторы и просто реформаторы считали, что они лучше будут менять наши природные ресурсы на канадскую пшеницу и аргентинское мясо, чем заниматься собственным сельскохозяйственным производством. Они в городе и без этого обойдутся. Бананы и ананасы им из Южной Америки привезут. А народ попроще пусть валит в «Макдоналдс». 
И переубедить их никому не удавалось, потому что они, пролетарии пусть и умственного труда, на неуважении и пренебрежении жизнью села, его возможностей и перспектив выросли и воспитались
Это сидит в них прочно. Даже не в сознании, а на уровне инстинктов. Ну, а с подобными убеждениями и заблуждениями, известно, как приходится расставаться и при каких обстоятельствах. В истории так заведено, что за подобные заблуждения бьют по голове. И очень сильно. Кто-то называет это карой небесной, а люди более земные и реальные предпочитают говорить о расплате за глупость, невежество и высокомерие.
Момент подобной расплаты мы недавно наблюдали своими глазами, когда в начале осени поскакали вверх цены.
Конечно, история эта не столько смешная, сколько грустная, потому как пострадавших граждан, прежде всего стариков, пенсионеров, очень жаль. Удар-то пришелся по ним в первую очередь. И все же рискнем сказать, что в истории с взрывом цен было и кое-что полезное. Полезное для понимания нашими гражданами – прежде всего, высокопоставленными и ответственными, так сказать, за народное благо! - в каком мире мы живем и на что должны полагаться и рассчитывать.
Когда граждане, увидев так называемый вальс этикеток, принялись кричать «караул», а правительство ахать и охать, вдруг выяснилось, что локомотивом инфляции стали цены на зерно и основные продукты сельхозпроизводства. Так мало того – оказывается, лишнего зерна в мире теперь нет. И уже не будет. До этого правительство по данному поводу хранило молчание. То ли не догадывалось, к чему дело идет, будучи занято любимым занятием – дележкой доходов от нефти и газа. То ли надеялось, что все само собой рассосется и цены на продовольствие на мировом рынке упадут. И тогда наши трейдеры и ретейлеры, да и прочие граждане, которых можно объединить в одну когорту под названием «непроизводители», перестанут спекулировать зерном, гнать его за границу, безнаказанно грабя крестьян и гробя наше сельское хозяйство...
И тут вдруг поняли – не рассосется. Да что там не рассосется! Затвердеет! И увеличится в размерах! Для любого объективного эксперта вполне очевидно, что цены будут пухнуть и далее. Потому как всюду неурожаи – от Центральной Азии до Канады и Австралии. А тут еще экспортный зерновой потенциал США стремительно скукоживается. От одного этого в голове звон, а в коленях дрожь, так тут еще Китай. Что Китай?  А то! Оказывается, кушать Китай хочет. И все больше и больше. Будем, предупреждают китайские товарищи, закупать все больше зерна. Из года в год в ближайшей перспективе. Потому как аппетит разыгрался. Молоко они полюбили пить, видишь ли! Ну, а с китайцами последнюю горбушку и кружку молока делить, сами понимаете, занятие то еще... В смысле продовольственной безопасности.
Подорожание мяса и молока давно стало мировой тенденцией, и выращивание крупного рогатого скота становится одним из самых перспективных направлений агропрома. Мировые затраты на импорт продовольствия в 2007 году составили 374 млрд. долларов, большая часть которых пришлись на мясомолочную продукцию и зерно, как говорится в аналитическом отчете ООН за три квартала этого года.
В принципе, если бы сознание и разум наших руководящих и планирующих господ не были столь отягощены упомянутыми «идиотизмами», «черными дырами» и «темными царствами», рост китайского аппетита и мирового дефицита их не пугал бы, а вдохновлял. Потому что объективно Россия с ее запасами земли и воды - да еще в условиях меняющегося в сторону потепления климата! - способна стать главной мировой сельскохозяйственной державой. Но, разумеется, завоевывать внешние рынки сельхозпродукции можно только на новом уровне развития своего сельского хозяйства, не подвергая риску стабильность и продовольственную безопасность страны  и наших людей.
Традиции такие – жертвовать интересами своих ради выгоды и обязательств перед заморскими – увы, в России были распространены и до торжества Советов. И потому, когда сегодня слышишь от иных «патриотов» уверения  «Зато мы до революции зерно всему миру продавали!», не будем забывать, что продавали, но своих людей при этом не жалели. В те годы развитые страны, производившие менее 500 кг зерна на душу населения, обязательно закупали зерно, чтобы не допустить угрозы голода. А вот наших дореволюционных трейдеров то, что в 1913 году Россия имела лишь 471 кг зерна на душу, никак не останавливало. Выражение «тутошних заморим, зато тамошних удивим» давно родилось, а все в силе и здравии.
Собственно, возможности нашего сельского хозяйства ни для кого не секрет. Заграничные предприниматели уже давно прикупают себе доли в этом грандиозном пироге. Турки, китайцы, европейцы – кого только не заприметишь нынче на просторных российских пашнях. Нельзя сказать, чтобы и наши предприниматели не шевелятся совсем. Нет, что-то происходит.
Недавно Министерство сельского хозяйства и Российский Союз промышленников и предпринимателей  подписали Соглашение о сотрудничестве. Не будем преувеличивать значения этого события, но отметим вот какой момент. Так повелось у нас, что власти партнеров для диалога избирали обычно из представителей крупной российской промышленности или финансистов. И РСПП не очень рвался контактировать с аграрниками.
Однако времена, как видим, меняются. Становится ясно, что производство продовольствия может приносить реальные доходы. Как следует из текста подписанного документа, аграрное ведомство и представительская организация крупного бизнеса станут совместно действовать, чтобы повысить привлекательность российского АПК и рыболовства для отечественных и иностранных инвесторов. Потому что пока объем инвестиций в АПК составляет лишь 4% от инвестиций в российскую экономику...
Но и инвестиции инвестициям рознь. Появление на селе крупных предпринимателей может вызвать и социальные и политические проблемы. Сначала все радуются: «Он купил тысячи гектаров земли, там теперь такая жизнь начнется! Молочные реки потекут в кисельных берегах!». Но потом выясняется, что на этих землях несколько деревень и сел, для жителей которых бизнесмен - единственный работодатель. А этот работодатель, поиграв год-другой в помещика, вдруг заявляет: надоело, продам-ка я лучше эту землю на дачные участки. Ахну топором по вишневому саду! И имеет он на это полное право – его собственность. А с людьми в деревнях что будет?
А вблизи больших городов сегодня лютуют рейдеры - сельскохозяйственные угодья захватывают. Акции аграрных предприятий скупают, а сами предприятия банкротят. Причем земля нужна им даже не для того, чтобы построить дачи и коттеджи. А для того, чтобы спустя некоторое время ее втридорога перепродать. В одной из областей в центре страны рейдеры года три назад купили участок за 1,3 млн. рублей, а когда этот участок понадобился области для развития, его пришлось выкупать уже за 110 млн.
Проблем тут – вагон. Но делать что-то все равно надо. Президент со свойственной ему образностью речи давно предупреждал: «Если будем только нефтью и газом торговать, отечественное производство продовольствия загнется».
С 2008 года вступает в действие Государственная Программа развития сельского хозяйства, и поддержка отечественных производителей возрастет. Должна возрасти. Однако, как всегда и в каждом деле, и тут нужны лидеры. Те, кто своим примером покажет, что успешный бизнес в сельском хозяйстве возможен и реален не только для бывших председателей колхозов и совхозов, не только для тех, кто перекупает и перепродает.
Но по нынешним временам и этого мало. Сегодня нужно, чтобы такой лидер был человеком публичным, узнаваемым, мог формулировать проблемы отрасли и доходчиво доносить их до общества. Чтобы он знал не только методы повышения надоев и увеличения поголовья птицы, но и законы мирового рынка, способы продвижения на него наших отечественных брендов. В конце концов, сам имидж этого человека должен отбивать всякую охоту вспоминать про какой-то там «идиотизм деревенской жизни», а скорее заставлять задуматься: а чего это я в этом городе, в этом офисе, в этих автомобильных пробках прокисаю и задыхаюсь? Не пора ли замыслить побег из этого узилища, где ты связан по рукам и ногам?
Пожалуй, единственный человек, который сегодня способен сыграть эту роль – известный предприниматель Сергей Лисовский, чье желание заняться производством продовольствия, поначалу воспринятое многими то ли как каприз, то ли как кратковременное увлечение, в действительности оказалось серьезным делом. Лисовский, который не только с удовольствием занимается производством, но и был вице-президентом Росптицесоюза, ныне является сенатором, заместителем председателя Комитета по аграрно-продовольственной политике Совета Федерации, пожалуй, лучше других умеет пропагандировать и продвигать этот бизнес, которому сегодня необходимо придать совершенно новый облик.
Для справки. Сергей Федорович стоял у истоков производственного комплекса «Моссельпром». Сейчас это птицеводческий холдинг полного цикла европейского уровня, один из самых современных и технологичных предприятий в отрасли, он обеспечивает около 30% производимого в Московском регионе куриного мяса. Более того, интересы «Моссельпрома» не ограничиваются лишь одним регионом. Достаточно вспомнить историю Узловской птицефабрики, которая располагается на востоке Тульской области, вблизи городов Узловая, Новомосковск, Донской (их общее население составляет около 350 000 человек). Это бывшая птицефабрика имени 60-летия Октября. Была введена в эксплуатацию в 1976 году. До прихода «Моссельпрома» птицефабрика представляла собой жалкое зрелище. Но в сентябре 2002 года предприятие начало новую жизнь. Уже в ноябре того же года было начато его широкомасштабное перевооружение. В результате полной реконструкции созданы новые производства:
- цех убоя и переработки птицы (производительностью 6 000 гол/час с тремя морозильными камерами, складом хранения на 170 т и камерой охлаждения на 20 т);
- 36 цехов откорма бройлеров, оснащенных комплектами кормления, поения, освещения, отопления и вентиляции (содержание птицы - до 35 000 голов в каждом цехе);
- комплекс административных и вспомогательных помещений.
В конце прошлого года открылась новая площадка по выращиванию цыплят - 18 птичников, что позволило увеличить мощность производства до 25 тыс. т мяса птицы в год.
Осенью 2006-го «Моссельпром» приступил к реализации еще одного проекта, ориентированного уже на свиноводство. Этот проект предполагает строительство в Орловской области современных животноводческих комплексов. К концу нынешнего года должны вступить в строй 16 корпусов свиноводческого комплекса, расположенного вблизи деревни Белый Колодец Тельченской сельской администрации. Предполагается, что свиноводческий комплекс будет производить более 12 тыс. т свинины в год. Надо заметить, что помимо выращивания свиней и производства мяса новый проект предусматривает и получение собственного зерна, что обусловлено необходимостью технологического процесса свиноводства.
Если хотите, таков, вкратце, современный взгляд современного предпринимателя на развитие нашего сельского хозяйства. Конечно, у нас нет никакого стремления выдавать желаемое за действительное, рисовать все в розовом свете. Российское сельское хозяйство – это вовсе не толпа радостных и добродетельных пейзан, пасущих овечек на полянке и играющих одновременно на балалайке. Сегодня для предпринимателя и производителя это по-прежнему зона риска. Вернее, рисков очень серьезных.
Скажем, в Тульской области в прошлом году в бюджете области на субсидирование строительства и реконструкцию животноводческих комплексов было предусмотрено 37 млн. рублей. Но «предусмотрено», как оказалось, вовсе не означает «получено». Пока фермеры строили, деньги где-то гуляли. Мало того, им не только обещанные деньги по оплате процентов не возвращали, но под этим соусом и последних дотаций лишили. Раньше дотировали 8 рублей на килограмм произведенного мяса. А теперь объявили: занимайтесь элитным животноводством, тогда и дотации будут. А откуда ему, элитному, взяться, если лет десять назад оно все под нож пошло?.. В США, Японии, Канаде, например, дотируют до 1000 долларов на один гектар обрабатываемой земли. При таких условиях и тульские фермеры  могли бы без кредитов прожить, но... У нас дать не дали, а 8 рублей тут же отняли.
А вот в Оренбургской области в лучших наших традициях появились «мертвые души».  Там для благих дел создано 175 кредитных и снабженческо-сбытовых кооперативов. Прокуратура проверила 133. Выяснилось, что хозяйственную деятельность осуществляет лишь 61 кооператив. Остальные либо ничем не занимаются, либо созданы фиктивно вовсе не для благих дел...
Недавно мы получили письмо. «В большинстве деревень и сел остались либо старики, либо те из взрослых, кому уже за сорок. Молодежь в подавляющем большинстве из села уезжает. Причем из взрослого трудоспособного населения остались в основном те люди, у кого от природы инициатива близка к нулю. Поскольку все прочие за годы развала уже давно перебрались в города. Ну и кто будет этот самый АПК у нас на селе развивать? Он сам разовьется? А когда нормальных исполнителей нет, то хоть 4 миллиарда, хоть 400 миллиардов туда закачай - результата все равно не будет. Вот если бы разворовать или пропить - это всегда пожалуйста. Правда, никакой сельхозпродукции от этого не добавится...»
Ну, что сказать сердитому читателю... Во многом он прав - и про пьянство, и про воровство. И об отсутствии инициативных деятельных людей. Только... Что из его правоты следует? Ну давайте махнем рукой на село и будем с открытыми ртами ждать, чтобы нас другие кормили... Ну, накормят раз-другой, а потом загнут такие цены, что других мыслей, кроме как прокормить себя и семью, не останется. При этом отдать в оплату придется все, что есть за душой
Так что, дорогой читатель, мы должны освободиться от презрительно-высокомерного отношения к селу, к сельскому хозяйству, сельским жителям. Придется, как Гоголь писал, «полюбить их черненькими». Забыть про «идиотизм» и «черную дыру» для собственного же блага и спасения. Потому что продовольственная безопасность – не шутки и не выдумка. Иначе мы просто не выживем.
Нам придется усвоить, что сельское хозяйство, если отбросить все экономические и психологические предрассудки, уже в ближайшее время может стать источником серьезных доходов, местом приложения самых активных и деятельных людей. И заинтересованы в этом все мы. И жители городов, мечтающие употреблять здоровую и полезную пищу, прежде всего.
Да, кстати, основоположники коммунистического учения на самом-то деле не любили деревенских, прежде всего, за их нереволюционность, нежелание разрушить весь мир, за то, что им было, что терять в отличие от пролетариев. В нашей стране, уставшей от революций и потрясений, эта «нереволюционность» должна быть дороже всякого золота. Процветающая и преуспевающая деревня как раз может стать тем ядром, что гарантирует от гибельных потрясений.
Андрей Кучеров
ГЛАВНАЯФОТОГАЛЕРЕЯСМИКОНТАКТЫГОССЛУЖБАБИОГРАФИЯНОВОСТИАРХИВ