27.03.2008 | www.Kurgan.Ru
Сергей Лисовский: "Все ждут глупостей от Минфина. И правильно делают"
На мартовском заседании облдумы отчитался о своей работе сенатор от Курганской области в Совфеде РФ Сергей Лисовский. Как всегда Сергей Федорович привнес свежую струю в заседание и рассказал о последних политических тенденциях. Его оценки были традиционно резки, но справедливы. На сегодня он, по мнению www.kurgan.ru, — один из самых независимых и откровенных политиков. Какое правительство будет сформировано в России, как мировой кризис отразился на России и каким образом можно было этого избежать, чем отличается Медведев от Путина и удалось ли самому главному охотнику России добыть мирового чемпиона серны — в материале www.kurgan.ru. Бонус — свежий анекдот от Лисовского прямо из Совета Федерации.
— В прошлый Ваш приезд Вы говорили, что после выборов мы будем жить в другой стране. Это уже случилось?
— Для меня выборы еще не закончились. Они завершатся только после того как будет сформировано новое правительство и Путин станет реальным премьером, а это случится, видимо, не раньше лета. Это процесс, видимо, очень болезненный. Сейчас практически не идет никакой работы, поскольку все ждут и боятся за свои места. Все чиновники работают в ждущем режиме сейчас, и их трудно заставить что-то сделать.
— Как правило, смена правительства сопровождается катаклизмами в экономике страны. Вот и сейчас идет речь о деноминации рубля. Правда ли это?
— Народ не доверяет Минфину и готов поверить в самую плохую ситуацию скорее, чем во что-то хорошее. И это обоснованно. Если посмотреть работу Минфина… Тот же дорогой рубль — это же преступление против экономики. Нельзя допускать такого удорожания рубля при падающем долларе. По сути, американцы сейчас все свои долги списывают на нас. Люди сейчас поверят в любую глупость, потому что наш Минфин способен ее произвести. Я не думаю, что деноминация будет. Это связано с политикой. Но Минфин может довести до такой ситуации, если останется в том виде, в котором есть сейчас. От нашего Минфина можно ожидать всего, что угодно.
— Как Вы думаете, что за правительство нас ждет?
— В основном, я думаю, оно будет сменено. И особенно это касается руководства Минфина и МЭРТа. Так не может больше продолжаться. По логике, неэффективный менеджер должен быть уволен, незачем его держать. Может быть, ему лучше образование оплатить? Это будет гораздо дешевле для страны, чем содержать такого министра. Я надеюсь, что Набиуллиной не будет в новом правительстве, хотя ходят слухи, что все-таки будет. Но это будет значить, что Министерство экономического развития никому не нужно.
Что касается Зубкова, то он работал в предвыборный период, когда задачи несколько другие. Я был бы очень рад, если бы Зубков остался. Он прошел все производство, все ступени снизу доверху, он производственник. Такой опыт невозможно почерпнуть в книжках. И следующее правительство должно быть сформировано из людей с большим производственным опытом. А иначе это все равно что в теннис учить играть по книгам, а у нас сейчас примерно так. Все по учебникам. К сожалению, в правительстве сейчас никто не ждет профессионалов, потому что топ-менеджеры боятся выглядеть хуже на их фоне.
У нас не было в стране профессионального правительства. Сразу хорошего правительства мы не получим, но сейчас появляются чиновники, которые думают о стране, а не воспринимают ее как дойную корову, которую подоил и уехал жить в Англию или Израиль.
Но то, что новое правительство будет лучше этого, я уверен.
— Как Вы относитесь к Медведеву?
— У Медведева с Путиным на многие вопросы общая точка зрения. И это нормально. Мне импонирует, что ни тот ни другой не боятся США. Я часто сталкиваюсь с этим страхом среди чиновников даже высокого ранга. Мне говорят: о, а как ты не боишься говорить об этом и об этом, тебе же визу в Америку не дадут? А я не боюсь, потому что зачем мне их виза?
— Каковы будут последствия мирового финансового кризиса для России?
— А они уже есть. Подорожание продуктов у нас — это как раз и есть следствие. Эту ситуацию правительство могло нивелировать и сделать последствия не такими тяжелыми. Все европейские государства стали субсидировать свое сельское хозяйство еще в октябре прошлого года. Не занимаемся этим только мы и некоторые африканские страны. То, что разоряются птицефабрики, то, что режут скот, то, что молоко снова стало убыточным, — это все действие кризиса. Что бы ни говорил Кудрин, он слишком много разместил средств за границей, и их судьба под вопросам.
Росптицесоюз считает, что к маю более 20 % птицефабрик закончат свое существование. За полгода выросла цена кормов на 30 %, а цена на продукцию упала на 6 %. У меня еще более пессимистические прогнозы — более 40 % закроется. Одной из моих компаний за последние 3 недели поступило более 15 предложений на покупку птицефабрик. Притом три из них — это крупнейшие птицефабрики.
— Какие меры будут приниматься для того, чтобы стабилизировать ситуацию в АПК?
— Зубков дал указания до 1 апреля разработать комплекс мер. Мы это сделали и будем продавливать их через Зубкова. Правительство будет принимать хоть какие-то действия. Обычно все упирается в Минфин и МЭРТ и тормозится на этом уровне.
— Как Вы относитесь к тому, что правительство пыталось остановить рост цен прямым запретом?
— Запрещать повышать цены на продовольствие — это полная глупость, которую с удовольствием делают наши чиновники. А с каким нежеланием они регулируют тарифы монополий: газ, ЖКХ, электроэнергия. Тут вся прыть исчезает. Им проще пнуть сельзохпроизводителя, область, чем ругаться с министрами и их замами. Ответ откровенно издевательский. Запрещать ценам расти — это все равно что сказать Солнцу: «Не вставай!». Полная глупость. Рост цен — это экономический процесс. Государство должно помогать производителям через субсидирование.
— Вступим ли мы когда-нибудь в ВТО все-таки?
— В ВТО мы по ряду причин мы не вступим в ближайшее время. Тем более после вступления Грузии и Украины это теряет смысл. Пока они пытаются кнутом нас туда, но потом могут использовать и пряник. Вот как приезд Кондолизы Райс… Приезд этой девочки не решит такую серьезную проблему, как расширение НАТО и создание ПРО. Эти два человека решили, что этого реверанса будет достаточно. Но иногда этот американский тупизм срабатывает.
— Много ходит разговоров об ужесточении цензуры в СМИ. В частности, на телевидении, а также в Интернете…
— Телевидение необходимо регулировать, потому что то, что там показывают, — это преступление. Какое-то регулирование должно быть, но внутри журналистского сообщества. Должны быть табу. Но, скорее всего, если правила какие-то будут введены, то они будут использованы прежде всего для уничтожения политических оппонентов. Поэтому журналистам нужно самим задуматься о том, что они делают, чтобы не попасть в эту ситуацию.
— Также широко обсуждается укрепление вертикали власти. Что Вы об этом думаете?
— Есть такой анекдот. Путин и Медведев попросили их заморозить, чтобы проснуться в 2020 году. Проходит 12 лет, их разморозили, они идут по улицам и поражаются, как все хорошо: все люди счастливы, везде порядок. Они останавливают человека, спрашивают, что случилось. Он отвечает: «Так у нас горизонталь власти», — «А что это?», — удивляются те. «А как в 2015 вертикаль грохнулась, так и стало хорошо».
— Вы собирались добыть чемпиона мира серны? Удалось?
— Нет, пока не удалось, и я отложил это на осень (улыбается). В мире осталось слишком мало диких животных, к сожалению. У меня есть несколько друзей, которые завели себе охотхозяйства — в России, Казахстане, Киргизии, Болгарии. Интересно, что они перестали быть охотниками — жалко стало животных стрелять.
Последняя моя охота была в Испании, охотился на куропаток. Там были олени, но не трофейные.
Назад