16.02.2009 | Зерно на IDK.RU
Окрепнуть и вступить в бой с импортом продовольствия
На вопросы обозревателя IDK.ru Дарьи Черепановой ответил председатель совета директоров ЗАО "Моссельпром" Сергей Федорович Лисовский.
- Какие последствия ожидают отрасль птицеводства от проводимой государством тарифной политики?
- Дело в том, что пока все, что делает государство в области регулирования тарифов монополий идет в ущерб экономики, потому как не просчитывается реальный эффект от этих тарифов. Наши мощные лоббисты - газовики, нефтяники, железнодорожники - добиваются своих тарифов, мотивируя это увеличением расходов. Государство идет на все их требования, и начинается "гонка вооружений" по расходной части. Соответственно растет инфляция и так далее.
Я уверен, что все те расходы, которые формулируют наши монополисты, не объективны. Да, возможно, они есть, но я не слышал ни разу, что кто-нибудь провел реальную оценку расходов и их увеличения. Посмотрев, в каких офисах у нас живут газовики и нефтяники, не верится в сказки о том, что им приходится трудно. Покупают себе футбольные команды, телевизионные каналы, летают на частных самолетах - а это огромные расходы. Судя по тому, как шикует менеджмент, от федерального до регионального, поверить в то, что они живут, перебиваясь с хлеба на соль, не получается. А все те, кому они повышают тарифы, реально живут в очень сложных экономических условиях.
По-видимому, государство пока еще не понимает, что, давая жировать одним, оно угнетает других, причем жируют десятки, а голодают миллионы. Пока ситуация не поменяется, жить будет сложно.
Я надеюсь, что нынешний кризис нам поможет, научит нас все-таки экономить деньги.
- Сохранит ли российское птицеводство свои высокие темпы роста в ближайшее время?
- Нет, не сохранит. Пока статистических данных нет, но я думаю, что это погрешности статистики и результат того, что губернаторам ввели в отчетность - 50 знаменитых пунктов, по которым они отчитываются - увеличение мяса, потому ясно, что снижение объемов производства мяса они будут всячески скрывать.
Официально у нас нет показателей о снижении объемов производства мяса птицы, хотя по косвенным признакам очень хорошо видно, что производство реально снижено в нынешнем году. Этими признаками является наличие огромного количества бройлерного яйца, которого никогда не было, что говорит о том, что фабрики сократили закладки, причем сократили на очень большой объем.
Второе, реальный на сегодняшний день дефицит качественного российского мяса, я подчеркиваю, качественного, к которому так привыкли наши города. Буквально полгода назад этого не было. На лицо явные признаки того, что было снижено производство, и я думаю, что это скоро будет обнародовано, так как скрывать такую ситуацию больше не получится.
Я считаю, что на сложившуюся ситуацию повлияло то, что наш рост производства столкнулся с ростом импорта - суммарно они дали на рынке такой объем мяса, который ему не нужен. По моим расчетам, около 600 тыс. тонн мяса птицы на рынке лишние. Жизнь сама отрегулирует ситуацию - либо эти 600 тыс. тонн потеряют российские производители, либо импортеры.
Пока выигрывают импортеры, потому что их субсидируют национальные государства, а у нас птицеводов поддерживают очень слабо. Если так пойдет дальше, то эти 600 тыс. тонн придется потерять нашим производителям.
- Какова на сегодняшний день ситуация с ввозом импортного мяса?
- У меня нет никаких данных о том, что ввоз импортного мяса ограничен. У нас реально на сегодняшний день закрыто 19 фабрик, об этом еще В. Путин говорил, и то данные меры временные.
Еще к 29 иностранным фабрикам было предписание (подробнее: http://www.idk.ru/news/28639), по которому в течение месяца руководство предприятий должно было ответить на ряд вопросов. 19 исключенных из списка фабрик суммарно производят всего лишь 50 тыс. тонн мяса. А если учесть, что из Америки приходит почти 900 тыс. тонн, то, что такое эти 50 тыс., притом, что у нас на рынке кризис перепроизводства мяса птицы.
Еще стоит отметить тот факт, что эти 50 тыс. тонн никто не запрещал данным производителям импортировать с других фабрик. А указанные 29 фабрик, которым представили претензии, в течение месяца ответили на все вопросы, и сейчас идет процесс выяснения ряда обстоятельств, но они не закрыты и продолжают работать.
На нынешний день никакого ограничения импорта не происходило. И самое главное, что по существующим документам и не предполагается, все пока на словах. По-видимому, боязнь перед американским импортом очень сильна, а точнее перед "грубым окриком из-за океана". А вся эта националистическая русофобская риторика, которая звучит от наших чиновников, заканчивается "пшиком", реальных действий нет.
- А какая складывается ситуация с экспортом российского мяса? Каковы наши перспективы?
- Перспектив никаких, потому что во всех странах, куда мы можем импортировать, существуют заградительные пошлины, которые защищают национального производителя.
Более того, на американских предприятиях возраст средств производства колеблется в районе 30 лет, в Европе около 15, а в России максимум 5. Я знаю крупнейшее птицеводческое предприятие, построенное по последнему слову техники, а таких в Европе мало, про Америку я вообще не говорю, которое уже 1,5 года не может получить сертификацию на экспорт мяса.
Не надо забывать, что экономика - это всегда лоббирование собственных интересов без учета соседа. Пока мы не примем точно такую же позицию - нас не сертифицируют, мы не сертифицируем, они хотят 10 предприятий, будьте добры сертифицировать 10 наших. Пока мы не встанем на такие жесткие позиции, никто с нашим мнением считаться не будет.
- Что должно делать Правительство для помощи отрасли?
- Надо учесть, что когда у нас была хорошая экономическая ситуация, высокие цены на нефть, а наша экономика все равно хромала на все 4 ноги и особо не развивалась. Мы потеряли те 8 лет, в течение которых могли очень эффективно развиваться. Мы практически отдали страну импорту, мы не поддерживали в достаточной степени своих производителей, мы выводили деньги из страны, вместо того, чтобы давать своей экономике дешевые кредиты мы дешево кредитовали Америку и другие страны.
Когда все плохо и тяжело, от Правительства ожидать чего-то хорошего вообще нельзя. Я не считаю, что у нас в Правительстве кто-то способен, особенно господин Кудрин, что-то придумать, принять и реализовать. Поэтому, что русских всегда выручает - провидение сверху.
Кризис нам поможет, он развеял иллюзии наших чиновников, что можно вечно жировать на нефти, чуть-чуть подкидывать средств национальной экономики, а остальное выводить за границу. Больше того, когда сейчас надо опираться на собственную реальную рыночную экономику, ее-то оказывается и нет. Мало подняли, мало сделали.
Счастье в другом, сейчас в мире ситуация плохая у всех, у иностранного капитала пока силенок не будет хватать на захват наших рынков, хотя они могут - мы же видим, как захватывают рынки Китай и Япония. Спасает только одно, что в этой экономической катастрофе может быть нас "выкинет" куда-нибудь в хорошее место, потому что рассчитывать, что наши "гребцы" куда-либо выгребут нельзя, пусть лучше они вообще не гребут.
- Что нас ожидает?
- Хуже теперь уже не будет. Мы не развивались, мы падали в пропасть импортозависимости, разрушения собственной экономики, ее обескровливанию. Кудрин придумал эту формулировку как стерилизацию денежной массы, а на самом деле у нас денег-то никогда и не хватало. И эта паранойя с инфляцией чего стоит.
Инфляция всегда в разумных пределах, если мы не Зимбабве, а нормальная страна, являлась хорошим инструментом выхода из кризисных ситуаций. Больше того, инфляция позволяла очень успешно конкурировать с другими странами, особенно с импортом. Но так как мы всегда настраивались на импорт, укрепляли свой достаточно слабый рубль, то тут же проигрывали импортерам.
Хотя, например, взять тот же Китай - весь мир считал, что валюта Китая недооценена в 2 раза, Китай говорил, что слабая у нас валюта, мы пока посидим внизу, понимая, что это им выгодно.
Если сейчас посмотреть на то, что делает наш финансовый блок - все развитые страны мира понизили ставку рефинансирования, удешевили кредиты для своей экономики, потому что они поняли, что Бог с ней, с инфляцией, важно, чтобы не пострадала экономика. Наши делают все в точности до наоборот - борются с непонятной инфляцией, которая все равно будет, и бороться с ней станет сложнее, так как на данном этапе уничтожается собственное производство и дорожают кредиты, которые сейчас 18-20%.
О каком развитие общества и экономики можно говорить!
Существуют простые примеры: в апреле Зубков проводит совещание, очень важное, и птицеводам и свиноводам выделяет по 5 млрд руб. Сегодня у нас октябрь, а деньги эти не пришли. Хотя уже тогда в апреле говорили, что уже поздно, деньги уже должны были поступить в производство. О каком спасении экономики мы говорим, когда вот так исполняются решения государственных чиновников?!
- Что Вы можете посоветовать отечественным производителям?
- Надо сгруппировать силы, выжить, переждать эту ситуацию, и будет опять - как после дефолта 1998 года - 2-3 года, когда западники начнут разбираться со своими проблемами, у них не будет сил атаковать российский рынок и у нас появится время, чтобы окрепнуть и вступить в бой с импортом продовольствия.
- Спасибо.
Назад