Совершенно ясно, платежеспособный спрос населения поддерживать надо. Делать это можно путем развития производства, создания рабочих мест, производя хорошую продукцию, выгодно ее реализовывая, выплачивая достойную зарплату.
Скандальный закон о регулировании торговли в среду обрел почти окончательный вид. После многих месяцев работы, закулисных интриг, совещания у первого вице-премьера Виктора Зубкова и заседания думского комитета по экономической политике были утверждены поправки, а 9 декабря закон во втором чтении должна принять Госдума.
«Собирали» проект из двух таблиц поправок – правительственных и депутатских. Расхождения чиновников и депутатов по самым ключевым позициям, ради которых закон и затевался – регулированию цен и порогу доминирования, – и стали основной причиной затяжной доработки законопроекта. Последняя встреча у Зубкова, прошедшая во вторник, к компромиссу не привела, и договариваться разработчикам из противоборствующих лагерей пришлось самим .
Что принесет закон о торговле
Регулирование цен
Условия договоров
Бонусы
Сроки оплаты поставок продовольственных товаров
Антимонопольное регулирование
В результате, весь компромисс свелся к двум главным пунктам законопроекта . Механизм госрегулирования цен, который сами ритейлеры считали нестрашным, депутатам все же удалось «подкрутить». До сих пор и чиновники, и комитет по экономполитике предлагали разрешить правительству устанавливать предельные цены на социально значимые товары только в том случае, если за месяц в регионе они подорожали на 50% и более. Эту норму много раз пытались изменить сторонники жесткого регулирования ценовой политики со стороны государства во главе с депутатом Ириной Яровой и сенатором Сергеем Лисовским. Оба они настаивали на введении предельно допустимых наценок на социально значимые продукты, например, в 25% от оптовой цены закупки. Такого жесткого регулирования в проекте так и не появилось, но и мягкий вариант поменяли: планку по предельному росту цен снизили почти вдвое – теперь регулировать цены в регионе правительство сможет уже при их 30%-ном росте.
Еще одно неожиданное нововведение коснется не работы торговых сетей, деятельность которых в основном и будет регулировать закон, а поставщиков. Им наравне с ритейлерами придется объяснять на своем сайте причины выбора контрагентов и публиковать условия заключения контрактов. А также – снабжать потенциального покупателя партии товара информацией о безопасности предлагаемых продуктов.
Замминистра промышленности и торговли Станислав Наумов, представляющий в Госдуме позицию правительства по закону о торговле, считает возможность публикации обеими сторонами условий договора в интернете хорошей идеей – главное,чтобы она не ограничивала право свободы договора, – любая из сторон должна самостоятельно решать, следует ей заключать договор или нет.
Еще одно важное дополнение к основной версии законопроекта – ограничения бонуса для торговой сети за приобретаемый объем продукции. Обычно, продав оговоренный заранее объем товара, сеть требует у поставщика премию (или скидку на новые партии товара). Это вознаграждение предложено ограничить 10%. Совладелец сети «Магнит» Сергей Галицкий говорил Slon.ru, что ограничение премии сети в 10% отразится, в первую очередь, на поставщиках, которым придется снижать цены. Ритейлер, по его словам, свои 3% прибыли «все равно возьмет».
Не оказалось в рекомендованной ко второму чтению версии запрета на так называемые «отрицательные наценки», а проще говоря, скидки. В промежуточной версии комитета по экономполитике предлагалось запретить ритейлерам продавать товар ниже закупочной цены без разрешения поставщика (исключение могло быть сделано, только если истекло более 80% срока годности продукта). Впрочем, не исключено, что это предложение еще появится среди рекомендованных к рассмотрению поправок, – вопрос будет отдельно рассматриваться на совете Думы в четверг.
До второго чтения, назначенного на 9 декабря, остается еще неделя – за это время чиновники и депутаты вполне способны написать абсолютно новую версию закона.