13.01.2010 | Российская газета
Фауна без хлора. Будет ли в России дефицит курятины?
Запрет на ввоз в нашу страну мяса птицы, обработанного хлором, вызвал неоднозначную реакцию игроков рынка.
В связи с этим глава Ассоциации операторов российского рынка мяса птицы Андрей Терехин даже заявил о 30-процентном подорожании мяса. С ним категорически не согласен первый зампредседателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу Сергей Лисовский. По его мнению, запрет на ввоз хлорированной курятины к росту цен не приведет вовсе.
Впрочем, запрещая хлорированную курятину, Главный Государственный санитарный врач Геннадий Онищенко руководствовался, конечно же, соображениями безопасности продовольствия. Он утверждает, что обработка мяса хлором приводит к накоплению на поверхности и в толще продукта "побочных продуктов окислительной деятельности". Поэтому российским производителям запретили использовать хлор уже давно, и они перешли на более современные технологии, принятые в Европе. Хотя, по грубым оценкам разных экспертов, до 30 процентов мяса птицы еще производится в нашей стране по "хлорной" технологии.
Запрет на импортное хлорированное мясо был продекларирован год назад, но введение этой нормы в действие отложили до 1 января 2010 года, чтобы утрясти все спорные вопросы. Но и года оказалось мало. Геннадий Онищенко жестко сформулировал свою позицию на страницах "Российской газеты" в самом конце прошлого года: хотите к нам ввозить мясо птицы - соблюдайте наши национальные нормы ("Мясо птицы без хлора", "РГ" N 255(5079) от 31.12.2009).
Впрочем, несмотря на то, что решение Роспотребнадзором принято и вступило в действие, на 17 января назначены российско-американские переговоры, на которых будет обсуждаться, казалось бы, уже закрытый "хлорный" вопрос. По мнению Андрея Терехина, американские производители курятины в принципе не могут перестроить под российские требования свои технологии. Санитарные службы США в отличие от российских как раз требуют использования в том числе и хлора для обеззараживания тушек как одного из эффективных препаратов в борьбе с возбудителями болезней, опасных для человека. К тому же для американцев экспорт в Россию - это всего 3-4 процента от общего объема их производства, и отказываться от хлора из-за них они не станут, считает Андрей Терехин.
Правда, поставки в нашу страну составляют около 27 процентов экспорта мяса птицы из США. Это довольно весомая цифра, и можно предположить, что американцы лягут костьми за то, чтобы сохранить и свою долю на российском рынке, и продолжать хлорировать свой товар.
Именно в США (75 процентов российского импорта курятины) принято обрабатывать тушки кур хлором. Андрей Терехин уверен, что без "ножек Буша" на российском рынке возникнет дефицит. Существующих товарных запасов импортного мяса птицы хватит до середины февраля, считает эксперт. А потом начнутся проблемы с поставками. И, как следствие, рост цен.
Поставки из США составляют 17-18 процентов общего объема российского рынка мяса птицы. На текущий год за американцами закреплена квота 600 тысяч тонн. Андрей Терехин убежден, что закупить такое количество курятины в других странах практически невозможно. Второму после США поставщику курятины на мировой рынок - Бразилии, придется нарастить производство для того, чтобы закрыть образовавшуюся у нас брешь. К тому же, утверждает Андрей Терехин, бразильская курятина дороже американской, так как производители там сориентированы на достаточно богатые рынки Японии и стран Персидского залива.
Еще один возможный поставщик - Евросоюз. Но ЕС является нетто-импортером мяса птицы, не выбирает всей отпущенной ему доли квоты на поставки в Россию, и, в общем, рассчитывать на него можно с большими оговорками.
Российским же производителям, по утверждению Андрея Терехина, чтобы заместить выпадающие поставки, придется произвести не 600 тысяч тонн курятины, а 1,2 миллиона тонн. По его мнению, рынку нужны именно окорочка. А они составляют, грубо, около половины массы куриной тушки. При этом придется найти покупателей и на белое мясо.
Однако Сергей Лисовский считает надуманными все эти проблемы. Он утверждает, что российские производители абсолютно готовы компенсировать своей продукцией все потребности отечественного рынка. Три года подряд к новому году на складах отечественных птицеводческих компаний остается 250 тысяч тонн нереализованного товара. Прошлый год - не исключение. К тому же на российских птицефабриках заморожено мощностей на 400 тысяч тонн куриного мяса в год: нет сбыта, прилавки заняты импортом. Плюс в этом году будет введено в строй еще на 250 тысяч тонн в год производственных мощностей.
При этом спрос в прошлом году сократился на 12 процентов, утверждает Сергей Лисовский, что привело к серьезному сокращению оптовых цен. Они, по мнению сенатора, в этом году должны повыситься в интересах производителей. Однако это совершенно необязательно приведет к росту розничных цен. Дело, в частности, в том, что заметная часть импортного мяса птицы используется при производстве сосисок, сарделек и колбас. А торговая наценка на них достигает, по словам Сергея Лисовского, 100-150 процентов. "Надо работать с торговлей", - считает он.
По мнению Сергея Лисовского, розничная цена на мясо птицы к концу года все-таки поднимется на 5-6 процентов. Но не из-за нехватки импортной курятины на рынке, а по внутренним причинам - тарифы на энергоносители выросли, инфляция хоть и снизилась, но есть, а среднегодовые оптовые цены на мясо птицы уже в течение нескольких лет остаются практически без изменений.
Доля импорта на рынке курятины самая высокая - около трети. Между тем в соответствии с доктриной продовольственной безопасности на рынке должно быть не менее 85 процентов мяса отечественного производства.
Высокая доля американских окорочков в структуре импорта, говорят, является одним из условий на переговорах о вступлении России в ВТО. Как бы ни менялась квота на ввоз мяса птицы, за США остается 75-процентная доля в импорте на российский рынок. Соблюдение этого правила, однако, не помогло нашей стране при вступлении во Всемирную торговую организацию. В связи с созданием Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана и решением стран-участниц вступать в ВТО на согласованных условиях, некоторые старые договоренности выглядят совсем не так бесспорно, как прежде.
Впрочем, на переговорах по вступлению 17 января речь пойдет не о товарных запасах мяса птицы на российском рынке и его емкости, а о вреде и пользе хлора при обработке куриных тушек для нашего потребителя.
Назад