16.09.2001 | "Автопилот" N 9 (90)
"АВТОСТРАХОВАНИЕ"
Страховая сумма
Сергей Лисовский - типичный российский бизнесмен. О нем даже можно в школе писать сочинения, как о каком-нибудь Печорине или Чацком. "Типичный" - в том смысле, что Лисовский испытал на себе почти все, что выпадает на долю большинства представителей его класса в современной России. Скандалы, банкротство, уголовные дела, проблемы с налоговиками, сидение в КПЗ... Опасностей у тех, кто делает бизнес здесь, много, но жалеть их как-то не хочется... И не только потому, что они сами никого не жалеют. Порой на опасности они нарываются по собственной воле. О рисках вообще и о рисках, связанных с автомобилем, а также о том, можно ли от них застраховаться, мы и беседуем.
"АВТОПИЛОТ": Вы автомобилист со стажем?
ЛИСОВСКИЙ: Я приобрел свой первый автомобиль в 1986 году Это была "вазовская" "шестерка" за 9 тысяч рублей, которую выделили нам, бауманским "комсомольцам".
"АВТОПИЛОТ": У вас были ситуации на дорогах, которые принято называть нештатными?
ЛИСОВСКИЙ: Я бил свой первый автомобиль три раза. Сначала въехал в таксиста. Это была полностью моя ошибка, потому что я водил машину всего две недели. Второй раз я ехал по грунтовой дорожке в Измайловском парке, и меня ужалила в глаз оса. Я схватился за лицо, не заметил поворота и выехал на встречную, где столкнулся лоб в лоб с каким-то частником. Тот случай был без тяжелых последствий. Мне удалось уладить все проблемы, заплатив не очень большие деньги. Третий - вообще какая-то ерунда. Кстати, страховка на автомобили тогда реально работала. По ней в те времена можно было получить практически половину от стоимости ремонта. Помню, что на Варшавском шоссе, где я оформлял покупку, прямо у кассы стоял страховой агент. "АВТОПИЛОТ": А на других своих машинах вы попадали в ДТП или что-нибудь с вами случалось?
ЛИСОВСКИЙ: Однажды я умудрился угробить арендованный во Франции автомобиль. Вместе с книгоиздателем Владимиром Григорьевым мы, со свойственным многим мужчинам заблуждением относительно своего водительского мастерства, решили полихачить по серпантину французской Ривьеры. На мокром асфальте при скорости 160 км/ч автомобиль вылетел с трассы мгновенно. В результате Renault Safrane - он только что появился и считался престижным "люксовым" автомобилем - пошел на списание. Мы вернулись в гостиницу, отдали портье ключи, сказав только, что на таком-то километре трассы лежит кусок железа, который два часа назад стоил $60 тыс. Меня поразило то, как действовал в этой ситуации страховой агент. Он просто попросил описать все как было и подписать одну бумагу. Все. Я не заплатил ни копейки. Кстати, многие мои знакомые попадали в схожие ситуации на Западе. И всегда страховые формальности занимали у них не более получаса. Зато в нашей стране они при малейшем ДТП сталкивались с ужасной головной болью.
"АВТОПИЛОТ": Каким машинам вы отдаете предпочтение? ЛИСОВСКИЙ: В России нет хороших дорог, поэтому я люблю джипы.
"АВТОПИЛОТ": У вас большой автопарк?
ЛИСОВСКИЙ: Семь автомобилей.
"АВТОПИЛОТ": Вы их страхуете?
ЛИСОВСКИЙ: Только те, которые ездят по городу, "боевые" же машины для охоты, поездок по дачным дорогам я не страхую. Объяснение простое: крупную страховку от наших страховщиков все равно не получишь. А за мелкое возмещение (помятое крыло, поцарапанная дверь) биться, на мой взгляд, не имеет смысла. Трата времени, сил, нервов не оправдывается деньгами. Для меня, во всяком случае. Меня вообще неприятно удивляют ситуации, когда обеспеченные люди теряют лицо из-за какой-нибудь треснутой фары - истерики и наезды. От угона у нас страховаться совершенно невыгодно. Такая высокая процентная ставка, что если ты еще и угон вписываешь, то... пусть лучше угоняют. Ну, может быть, так: первый год еще и стоит страховать, а на второй - уже точно нет.
"АВТОПИЛОТ": Извините, а вам-то вообще какой смысл страховать автомобили, если вы всегда ездите в сопровождении охраны?
ЛИСОВСКИЙ: Во-первых, машины все-таки дорогие. Во-вторых, в городе так много лихачей - за всеми не уследишь.
"АВТОПИЛОТ": А вы лихачите в городе?
ЛИСОВСКИЙ: Сейчас я больше езжу с водителем. То ли дело раньше. Второй моей машиной была очень хорошая "восьмерка", о которой я часто вспоминаю. В свое время мой знакомый свел меня со спортсменами из сборной команды по автоспорту из Тольятти. Они мне из базовой модели сделали гоночную. Усилили двигатель, поставили короткую коробку передач, спортивные сцепление и тормозные диски, фирменную резину. Даже масло залили импортное, что в 1987 году было большой редкостью. На этой гоночной "восьмерке" я и развлекался тем, что "делал" на светофорах все только начинающие появляться иномарки. А скорость та "Лада" развивала приличную - под 180 км/ч. После нее я купил "Мерседес".
"АВТОПИЛОТ": Как вы попали на Париж-Дакар?
ЛИСОВСКИЙ: Мы как-то сидели на дискотеке "У Лис'са" с бывшим президентом НФС Борисом Федоровым, и он сказал, что вместе с Сашей Нифонтовым едет на ралли Париж-Дакар. Я тотчас выпалил, что тоже хочу. Больше мы с ним этот вопрос не обсуждали. А встретились уже на старте.
"АВТОПИЛОТ": Что было нужно, чтобы участвовать в ралли?
ЛИСОВСКИЙ: Арендовать машину, техничку, заплатить взнос, оформить кипу бумаг, в том числе и "в моей смерти прошу не винить...", обязательно застраховаться. На ралли страхуется все, включая жизнь пилота, которая оценивается в один миллион долларов, и жизнь штурмана ($500 тысяч). Страхуют и организаторов гонки от исков твоих родных. Нас, кстати, прививали от всех основных болезней, но, мне кажется, заболеть во время гонки трудно - организм мобилизуется чрезвычайно. Вообще, опыт по страхованию на Париж-Дакаре накоплен огромный: все возможные поломки предусмотрены. Если ты недобрал поломок, тебе возвращают деньги, перебрал - доплачиваешь после финиша.
В страховании машины есть интересная особенность: если ты не можешь вывести машину из песков (из-за поломки, аварии и пр.), то должен ее сжечь и снять все это на пленку.
"АВТОПИЛОТ": Зачем?
ЛИСОВСКИЙ: Гоночные машины в несколько раз дороже обычных, и у некоторых смышленых товарищей может возникнуть соблазн сойти с гонки, продать машину да еще и получить страховку.
"АВТОПИЛОТ": Вам не понадобились услуги страховщиков?
ЛИСОВСКИЙ: Слава Богу, нет. Но опасностей хватало. Моя техничка на девятый день упала и затерялась где-то в песках, мы шли без всего. Кстати, на гонках был такой случай, когда техничка, застрахованная на $800 тысяч, перевернулась и ушла под песок. Гонка уехала вперед, а с ней осталось человека три. Местное племя предложило откопать машину. Сказали цену - $5 млн. Командир гонки, услышав такое, уже собирался сжечь ее. Но затем стали торговаться. А нужно сказать, что центр Африки - это не туристическое место, там совершенно нет понятия ценообразования. Ты приходишь в какую-нибудь лавку, спрашиваешь цену на приглянувшуюся вещь, и тебе могут загнуть $1000. В конце концов забираешь ее за $1. Так получилось и с техничкой, которую аборигены откопали тысяч за тридцать.
"АВТОПИЛОТ": Говорят, что вы потом купили автомобиль, на котором добрались до финиша?
ЛИСОВСКИЙ: Я выкупил оставшееся после переворотов, поломок и аварий железо, а не автомобиль. Им занимались специалисты команды "Тойота-Франс". Получилось здорово. "Дакарский" джип - двухдверный Toyota Land Criuser - имеет мало общего со своим серийным братом. Там усиленная подвеска, амортизаторы, диски другие... Словом, спецзаказ. По городу в нем, конечно, ездить не кайф, он без глушителя, кондиционера, обшивки, радио, вот я его и использую для развлечений. Он может идти по глубоко вспаханному полю со скоростью 100 км/ч (я просто больше не пробовал, боялся), и в нем комфортно.
"АВТОПИЛОТ": После Дакара вы еще где-нибудь гонялись?
ЛИСОВСКИЙ: Только на даче. После Дакара я решил попробовать испытать свой Hummer в той же манере, в которой ездил на гонках, то есть устроил скоростную езду по бездорожью. Меня моментально выкинуло с трассы, я влетел в огромный пень. Он меня фактически и спас, потому что за ним простиралась серьезная яма метров пять глубиной. Я погнул передние штанги и разнес всю правую ходовую часть. Зато убедился, что Hummer - хорошая машина, когда едешь со скоростью не более 40 км/ч.
"АВТОПИЛОТ": Вы когда-нибудь становились жертвой подстав?
ЛИСОВСКИЙ: На дорогах - нет. А их раньше и не было. Не было и ситуаций, когда мне приходилось бы защищать свою машину с кулаками. Во-первых, я всегда ездил неплохо. Во-вторых, догнать меня на "восьмерке" было практически невозможно. Сейчас, даже если убрать охрану, мой "дакарский" джип (не говоря уже о Hammer) трудно подставить. С ним можно смело идти на таран, потому что он проварен стальным листом толщиной 1 см.
"АВТОПИЛОТ": Недавно Дума приняла закон об обязательном страховании гражданской ответственности. Ваше отношение к нему?
ЛИСОВСКИЙ: Закон хороший. Я знаю, как он реально работает в Европе, где люди обмениваются визитками и разъезжаются. Но беда в том, что нет смысла выпускать хорошие законы, если нет возможности их обеспечить. Уже сейчас в дело пытается вмешаться чиновничья братия. Я не удивлюсь, если у нас появятся аккредитованные страховые компании и все сведется до уровня коррумпиро-вания чиновника страховыми компаниями. Битва - я ее вижу - между страховщиками уже идет. Я знаю, что были брошены многомиллионные суммы в Думу, чтобы пролоббировать этот закон. В России страховая компания получает деньги не за счет того, что она хорошо работает, а за счет того, что платит деньги чиновнику. Клиент для нее - дело десятое. Что произойдет? Будут отсасываться деньги у клиентов и распределяться между страховщиками и чиновниками, при этом будут подпитываться криминал и силовые структуры, которые должны проверять исполнение закона.
"АВТОПИЛОТ": Вы страхуете свою жизнь, имущество?
ЛИСОВСКИЙ: Жизнь не страхую, я суеверный. А вот имущество застраховал после налета налоговиков на мою дачу в Чеховском районе. Они отключили электричество, в результате чего разморози-лись трубы в бане, ущерб составил примерно $20 тысяч. Мне еще повезло, что они не разморозили саму дачу и охотничий домик. Кстати, во время обыска силовики нашли и дорогой мне как память чемоданчик с сигнальной дымовой шашкой, которую на Дакаре используют для вызова вертолета в случае ЧП. Ее потом пытались приобщить к делу как боеприпас. "АВТОПИЛОТ": У вас рисков гораздо больше, чем у среднестатистического гражданина. Вот в вашем доме в Большом Златоустов-ском переулке застрелили авторитета Шакро-младшего, на вашей дискотеке - Глобуса...
ЛИСОВСКИЙ: А Наума убили около Петровки, 38, при этом его охранял РУБОП. А еще кого-то убили напротив мэрии, на Тверской, 13. Это риски нашей страны. Хотя и в Европе их хватает. Вспомнить того же Улофа Пальме, басков, "красные бригады"...
"АВТОПИЛОТ": Бизнес в России - занятие рисковое?
ЛИСОВСКИЙ: Не больше, чем в любой другой стране. Самый крупный риск - вмешательство чиновника. Это очень большая опасность, потому что ты не знаешь, какого чиновника коррумпирует твой конкурент. Ты договорился с районным, он договорится с городским, ты - с городским, он - с областным и так далее до тех пор, пока бизнес не потеряет своего смысла. В России ты конкурируешь не на уровне хорошего производства, а на уровне связей. Еще одна опасность - использование силовых ведомств в борьбе,
что тоже плохо. Потому что развращает силовиков и делает непрогнозируемым бизнес.
"АВТОПИЛОТ": А свой бизнес вы страхуете? ЛИСОВСКИЙ: Какие-то сделки еще как-то можно обезопасить, хотя здесь тоже анекдотов хватает. Вот для того, чтобы накормить наших кур в "Моссельпроме", мы страхуем сделки с зерном. И что же? Страхуется все, кроме воровства на элеваторе. Пожар, наводнение, град, смерчи. А зерно теряется главным образом из-за того, что его воруют. Хотя, казалось бы, вот он - риск, который можно легко проверить и доказать.
Сейчас я пытаюсь вести переговоры о страховании болезней кур. Тоже есть проблемы. Оказалось, что страховщики опасаются распространенного мошенничества, когда порой оказывается выгоднее уничтожить скот и получить страховку, чем его реализовать.
"АВТОПИЛОТ": Поговорим о более возвышенном. Страховали ли вы артистов - например, голосовые связки Аллы Пугачевой или правую ногу Валерия Леонтьева, - с которыми вам приходилось работать?
ЛИСОВСКИЙ: Тогда об этом никто не думал. У нас не было практики страхования. С его необходимостью мы впервые столкнулись, когда стали приезжать западные артисты. Дитер Болен был первым, кто потребовал от нас сертификат на подвеску (свет, звук, кулисы), что для нас было диковинкой. Это сейчас мы готовы предоставить паспорт на каждый сварной шов с рентгеновским снимком. Но это тоже бесполезно - страховки все равно не получишь.
"АВТОПИЛОТ": Вы как-то нелестно отзываетесь о страховщиках. У вас что, были с ними конфликты?
ЛИСОВСКИЙ: У меня нет. А вот одному из моих знакомых, у которого ограбили банк, страховая компания пыталась доказать, что в банке была установлена недостаточно надежная и эффективная сигнализация. Якобы она не давала 100-процентной гарантии от проникновения злоумышленников. Абсурд. Пока существуют воры, нет и стопроцентной гарантии.
"АВТОПИЛОТ": Ну вы же у кого-то страхуетесь?
ЛИСОВСКИЙ: У своих знакомых, которые, уверен, выплатят мне страховку всегда. Я недавно увидел в одном из СМИ рейтинг страховых компаний. У некоторых из них было столько пунктов, сколько не имеют компании даже в США. Смешно. Так что я этим рейтингам не верю.
"АВТОПИЛОТ": Вы можете назвать самый рискованный и неприятный период вашей жизни: история с коробкой, разборки с налоговой полицией, обвинение в связи с убийством Листьева?
ЛИСОВСКИЙ: У меня были стрессовые ситуации. Но история с коробкой - самая-самая. Она преследует меня уже шесть лет.
"АВТОПИЛОТ": От таких историй можно застраховаться?
ЛИСОВСКИЙ: А как? Надо просто жить дальше.
Лисовский Сергей Федорович
Родился 25 апреля 1960 г. в Москве. В 1983 году окончил Московский энергетический институт. С 1984 по 1987 гг. - на комсомольской работе в Бауманском РК ВЛКСМ. Организатор первого независимого центра молодежного досуга "Рекорд". В 1989 г. основал компанию "ЛИС'С". Входит в состав учредителей группы компаний "Премьер-СВ". Создал первый российский музыкальный телеканал "Муз-ТВ". С 1995 г. - генеральный директор ЗАО "ОРТ-Реклама". В апреле-июле 1996 г. в качестве генерального продюсера принимал участие в организации общенациональной молодежной кампании "Голосуй или проиграешь". За ее проведение получил личную благодарность от президента РФ Ельцина. Член общественного совета по рекламе, президент Российской ассоциации региональных телекомпаний. Заместитель председателя совета директоров ТВЦ (1999-2000 гг.). Кандидат филологических наук, автор диссертации на тему "Политическая реклама: функциональные и жанрово-стилистические особенности". В настоящее время Сергей Лисовский возглавляет агропромышленный комплекс "Моссельпром".
Назад