01.10.1999 | "Эхо Москвы"
Ведущий: Алексей Венедиктов
Сергей Лисовский, Жак Сегела и его книга "Особенности национальной охоты за голосами".
- Мне кажется, что на сегодняшний день политическая реклама не рассматривается в России как важный инструмент политической борьбы, игры и выборных технологий. Политическая реклама больше рассматривается как элемент прикрытия, скажем так, прикрытия других действий, других методов. Когда мне попалась эта книга, мне показалось, что если ее издать и она будет кем-то прочитана, это может так или иначе повлиять на нашу политическую элиту. А если предисловие напишет кто-то из России, кто занимается непосредственно этими технологиями, это привлечет внимание. А так как я специально пошел на открытую поддержку тех принципов и тех идей, которые в этой книге прозвучали, то мне казалось, что это привлечет внимание не только меня, но и людей, которые у нас участвуют в этой политической борьбе. Это очень хорошее профессиональное пособие. Но написано таким языком, что читается как художественная литература. Все зависит от того, с какой целью читает эту книгу тот или иной человек. Если этот человек хочет чему-то научиться, там практически есть все для того, чтобы профессионально работать. Другое дело, сможет ли кто-то, читая это, увидеть это.
Ведь Сегела с чего начинает? Самое главное - выбрать победителя. Если ты правильно выбрал победителя, то все, о чем дальше говорит Сегела, эти, казалось бы, мелочи начинают играть очень важную роль. Политическая реклама это искусство. То, что я знаю, то, что я пережил, успешные рекламные кампании, не только политические, всегда были пережиты либо мною, либо теми людьми, с кем я работал. Т.е. ты их сопереживал, и тогда что-то получалось. Мне кажется, беда многих политических партий сегодня, то, что я вижу, - это уход в технологичность. Это создание партстроительства, это борьба или, наоборот, разработка различных темных технологий, черных технологий и т.д. Любая технология, особенно выборная, это в какой-то степени отражение реального общества, в котором это все происходит. По-моему, совершенно бесполезно говорить о чистой и нравственной избирательной технологии в нашем обществе, в котором так всё перемешалось. Мы имеем ту технологию, которая соответствует развитию нашего общества на сегодняшний день.
У меня есть определенные вещи, через которые я не переступлю. Но, опять же, если говорить о результате, это может помешать достижению результатов. Хотя каждый решает для себя сам. Дело в другом. Дело в том, что, мне кажется, отход от нормальной рекламной технологии и переход в область больше борьбы, теневой борьбы, может преподнести неожиданный результат многим, кто сейчас в этом участвует. В нынешних парламентских выборах, мне кажется, ситуация будет развиваться таким образом: сейчас все забудут о реальной политической рекламе и ударятся во все тяжкие, т.е. опять же в партстроительство и в теневые, черные, серые и грязные технологии. В результате у нас будут совершенно неожиданные результаты выборов парламентских. Я думаю, они удивят многих. Те, кто планируют добиться серьезных результатов, мне кажется, добьются гораздо меньше, чем планируют. И это перевернет всю на сегодняшний день политическую картинку, которая сформировалась в умах нашей политической элиты. Чем это кончится? Потом, разуверившись в этих своих черных технологиях, все бросятся на политическую рекламу к президентским выборам. Т.е., по-моему, развиваться события будут так. Я считаю, что это будет проба сил, которая даст неожиданный результат, и этот результат будет влиять на выборы президентские.
Я работал не со всеми, но со многими, а общался практически со всеми, кто сейчас присутствует в наших политических кругах. Наиболее продвинутым, как ни странно, был Ельцин. Т.е. это человек, который способен воспринимать новую информацию, который способен доверять этой информации и который способен ее переработать с учетом своих собственных возможностей и выдать тот или иной результат, который от него ждешь. Беда многих политиков, наших людей - что они совершенно не обладают этими качествами, о которых я говорил. Это как: ну, простой пример, как к стоматологу. Ты же не будешь ему объяснять, как лечить твой зуб. Тебе либо ему доверять, либо просто не приходить к нему в кабинет. Беда работы с политическим деятелем в том, что каждый считает, что понимает в кампании как минимум так же, как тот специалист, который с ним работает, а в некоторых случаях даже больше. Поэтому любой совет воспринимается критически и в лучшем случае перерабатывается, а в худшем - просто не воспринимается, в конечном итоге.
Я говорю, если хорошая кампания, ее человек переживает. Не только кто ее делает, но и кто участвует. В кампании 1996 года было несколько направлений, которые работали со средним поколением, со старшим. Просто молодежная была более зрелищна, более эффектна, поэтому она больше запомнилась. Но у меня же есть тоже маленький секрет. Ведь каждый в конечном итоге делает что-то и для себя. Это как в рекламе с Кока-колой, когда "новое поколение выбирает Кока-колу", да? Они формируют свой класс потребителя. Через десять лет, если не сейчас, если не среднее поколение, то молодое, которое сейчас не имеет денег купить эту Кока-колу, через десять лет вырастет и будет ее потреблять. То же, как нам бы хотелось, делаем и мы сейчас. Мы работаем с молодежью и формируем у них четкую позицию, политическую позицию активную. Помимо того, что, конечно, мы должны решать какую-то конкретную задачу, для меня это еще во многом работа на будущее. Я думаю, что те люди, с которыми я работал в 1996 году и с которыми мы хотим работать сейчас, через восемь-десять лет они уже будут совершенно иначе реагировать на ту политическую жизнь, которая происходит в России.
Назад