28.09.1999 | "Ведомости",
Антон Чаркин
Сергей Лисовский: "Нельзя игнорировать политрекламу"
По стране бодро мчится агитпоезд "Да!", снаряженный телекомпанией "ТВ Центр" и газетой "МК". Всего на маршруте около 40 крупных городов, в каждом из которых артисты, музыканты и прочие знаменитости дают концерты, призывая молодежь всерьез отнестись к предстоящим выборам. Все, как в достопамятном 1996-м, когда по той же стране и столь же бодро шагала кампания "Голосуй или проиграешь". Да и вдохновитель акции "Да!" все тот же - Сергей Лисовский. Правда, прибавивший к своему длинному послужному списку (бывший шоу-бизнесмен, несостоявшийся депутат, председатель совета директоров группы компаний "Премьер СВ" и т. д.) пост заместителя председателя совета директоров ОАО "ТВ Центр". Лисовский в телекомпании с лета, но, как искушенный в рекламе и PR, он согласился дать интервью лишь сейчас, когда промосезон уже в самом разгаре. Вчера, по приглашению Лисовского, в Москву прилетел знаменитый имиджмейкер Жак Сегела, "сделавший" Миттерана, Жоспена, Желева.
- Вы пригласили Жака Сегелу поучаствовать в российских выборах?
- Речь об этом не шла и не идет.
- Прежнее руководство "ТВ Центра" продержалось два года. Какой срок Вы отводите себе и своей команде?
- Любой. От недели до года и далее. Трудно прогнозировать, потому что работа на канале, и тем более в период выборов зависит от множества обстоятельств, зачастую далеких, собственно, от ТВ и производства. У меня есть привычка человека, который работает в России. Нужно, конечно, строить долгосрочные планы, но при этом нужно понимать, что все может закончиться завтра.
- Какие политические задачи поставил перед Вами главный учредитель "ТВ Центра" - правительство Москвы?
- Очень общие. Нужно поблагодарить учредителей: нам не пришлось особенно убеждать их в том, что сейчас канал не нужно загружать какими-то особыми задачами.
-Будет ли "ТВ Центр" участвовать в информационной войне Березовского и Русинского?
- Естественно, Вы никогда не получите искреннего ответа на этот вопрос.
- Вы разделяете позиции столичной власти и движения "Отечество - Вся Россия"?
- Ближайшие 20 или даже 25 лет вряд ли кто-то будет серьезно относиться к движениям и партиям, голосовать за них. Голосуют за конкретных людей. Вот с людьми из упомянутого вами движения у меня более близкие взгляды, чем с остальными.
- Значит, как технолог Вы не останетесь в стороне от предстоящих выборов?
- Может, и останусь. Сейчас рекламные технологии, которыми я занимаюсь, переживают кризис. Можно сказать, что только один Жириновский достаточно серьезно относится к медийной составляющей своей предвыборной кампании. Все остальные, мне кажется, немного разочаровались в технологиях политической рекламы и в большей степени перешли к открытому партстроительству и скрытому проведению выборов. То бишь к договоренностям, коалициям, подкупам, контрпропаганде и т. п. Для многих это может привести к совершенно неожиданному результату. Сегодня нельзя игнорировать политическую рекламу как таковую, как составляющую кампании.
- Можно ли в нынешней ситуации повторить то, что Вы сделали в 1996 г., то есть провести кампанию, аналогичную "Голосуй или проиграешь"?
- Конечно. И это даже проще сделать. В плане технологии. А вот в плане идеологической работы сложнее. В 199б-м различие между кандидатами было достаточно явное. Сейчас в центре политического спектра партии слабо различаются. Если работать не в граничных областях, а в середине спектра, то идеологическая работа должна быть тоньше.
- Ваш агитпоезд "Да!" - это начало политической рекламной кампании?
- Ну пока это не агитационный поезд. Мы хотим прозондировать ситуацию. Это больше промо-акция канала, чем агитация.
- Так Вы будете проводить кампанию, аналогичную "Голосуй или проиграешь", под президентские выборы?
- Все будет зависеть от выборов в Думу. Мне кажется, что результаты голосования будут настолько неожиданными для всех, что все отношение к выборным кампаниям будет серьезно пересмотрено. И вот тогда можно будет говорить, как будут востребованы медиа-технологии.
- На чем основан Ваш прогноз?
- Закон о выборах на сегодня настолько несовершенен, что можно фальсифицировать итоги выборов на 10-15% и даже больше. В таких условиях все социологические исследования становятся развлечением. Инструмент фальсификации в руках местной власти. Все будет зависеть от позиции того или иного губернатора. А они все очень самостоятельные.
- Как Вы думаете, в 2000 г. страна окажется в ситуации выбора, как в 1996 г., или все-таки выборов?
- Думаю, все-таки выбора не будет. Могу ошибаться, но мне кажется, что зря недооценивают президентскую администрацию в плане выдвижения преемника. Я, практически, уверен что им будет не Путин. У кандидата от президентской администрации очень большие шансы. Многие этого не понимают и просчитывают ситуацию, исходя из тех игроков, которых мы имеем сейчас. Работа президентской администрации может спутать многие (если не все) карты.
Скорее всего, их кандидата не будут декларировать как преемника. В стране стойкое неприятие политиков вообще. Это даст возможность появиться проходной пешке, которая может стать ферзем.
- Вашу акцию "Да!" финансирует правительство Москвы?
- Правительство не выделило на это ни копейки. Акцию финансируют "ТВ Центр" и газета "МК".
- Вы считаете целесообразным тратить деньги на акцию в ущерб собственному каналу?
- Это же инвестиции. На сегодня акция рекламирует два средства массовой информации - ТВЦ и "МК". И я считаю, что инвестиции окупятся. Можно по-разному относиться к наружной рекламе нашей новой сетки вещания ("Центральное ТВ с шестого сентября". - А.Ч.). Но, по социологии, уже за первую неделю мы вышли на третье место по Москве со стабильного пятого-шестого среди центральных каналов. Зритель инерционен в восприятии каналов и не смог бы воспринять наши изменения так быстро, если бы не было рекламной кампании. Рекламодатели сразу заметили наш сдвиг. А сейчас они выстраивают бюджет на следующий год.
- Рекламодатель пошел на канал?
- Не пошел, но стал рассматривать канал как возможный и реальный медианоситель на следующий год. Это уже очень большой прогресс.
- Как известно, на федеральный канал, которым должен стать "ТВ Центр", во время выборов ляжет большая нагрузка, чем на городской. Вам, по решению Центризбиркома, придется бесплатно размещать большие объемы политрекламы. Как Вы собираетесь выкручиваться?
- Нам же некуда деться. Мы заявлены как федеральный канал. Придется исполнять решения ЦИКа.
- Какую форму собственности для канала Вы считаете оптимальной?
- Сейчас я бы развил канал, поднял бы его стоимость, потом продал бы до 49% акций, часть вернул бы городу и часть вложил бы в канал. В результате город получил бы хороший канал, который мог бы использовать, и прибыльное предприятие. А продавать канал можно, лишь когда цена будет достойная. Это произойдет при более или менее нормальной политической ситуации в стране не раньше, чем через два года.
Назад