Европа понимает, Америка, особенно, понимает только "дашь-на-дашь". Они нас не слышат до тех пор, пока мы не заставим слышать. Сейчас мы сделали первый шаг, я считаю, что Владимир Владимирович нам подарил несколько лет жизни, вот всем россиянам.
Принял участие в дискуссии по проблемам пенсионного обеспечения в программе «Народ хочет знать» на канале ТВ-Центр. В соответствии с форматом передачи за барьером с одним сторонником оказался против десятка работников ВШЭ во главе с Ясиным и их выпускников в разного рода институтах .
Свое резко негативное отношение к этому, созданному на деньги Сороса и еврогранты «учебно-научному» заведению, я никогда не скрывал. В постах, статьях, выступлениях всегда говорил об их тупо-прямолинейном переносе на нашу почву идей одной западной школы — макроэкономической чикагской школы экономики. Причем, именно переносе, т.е. не научной пропаганде, а конкретном внедрении в нашу жизнь ее постулатов через ее отечественных адептов в лице Ясина, Гайдара, Чубайса, Шохина, Нечаева, Улюкаева, Набиуллина, Мау и т.д.
Когда я увидел перед собой воочию новый ясинской выводок на передаче, то, конечно, не упустил случая сказать, обращаясь к телезрителям, что я них думаю. Ибо разрушив все и вся, они еще пришли на передачу с идеями необходимости ухудшения пенсионного обеспечения народа, вплоть до отмены пенсий вообще.
Конечно же, сказал, что надо думать в первую очередь о развитии экономики, которую ВШЭ разрушала, а потом еще набирается наглости рекомендовать рецепты борьбы с последствиями этого разрушения, также надо думать о плановости вместе с разумной рыночностью и т.д. Безусловно, предложил расформировать ВШЭ.
Признаюсь, на каком-то этапе обсуждения подумал: может, мне снизить градус обвинений? Все-таки в команде оппонентов были и две женщины.
Но потом произошло то, что даже меня повергло в ужас, и чего я вообще не ожидал услышать и что заставило меня пожалеть о своем гуманизме.
Форменное разоблачение, требующее действительно организационных мер в связи с тем, что эта команда пишет для страны еще и концепцию-2020.
В ответ на мои доводы один из участников — Якобсон с чувством превосходства и уверенностью в неотразимости козырного туза заявил: «А Вы Хайека читали?». Тут и сел старик (С. Лисовский ).
Для того, чтобы не вдаваться в научные дебри и показать, что означают подобные вопросы в 2012 году, прибегну к метафоре, понятной большинству людей, учившихся в школе и вузах с 40-х до 90-х годов прошлого века. В.И. Ленин, думая о том, чем заменить рыночную конкуренцию при социализме, написал для газеты статью «Как нам организовать соревнование». В связи с простотой идеи (заметим, не совсем нездравой: та же Япония на уровне предприятий до сих пор проводит соревнования) ее последовательно изучали в последних классах школы в курсе «Обществоведения», на первом курсе в институтах, в курсе «История КПСС» о внутрипартийной борьбе, на третьем курсе «Политэкономия капитализма» о механизмах конкуренции и на выпускном, в курсе « Научный коммунизм» в разделе о новом образе жизни. Поэтому до сих пор помню.
Но идею возвели в абсолют и догмат. А где-то к концу 70-х стало ясно, что соцсоревнования явно недостатоточно, нужны и материальные стимулы, и наказания за неэффективную работу в виде банкротств. В те времена простота ответа на вопрос о конкуренции раздражала людей, была явно недостаточной для выросшей экономики и производственных отношений. Но все равно ходили старички-профессора и заклинали. Никакой конкуренции. Ленин сказал.
Этих старичков напомнил мне другой профессор. Уже Якобсон. Хаейком с его гимном абсолютной рыночности и дикой животной конкуренции восхищались наши экономисты-ясинцы в 80-е годы в период расцвета рейгономики. Они и учили этому молодую поросль. То, что Хаейк был противником даже Кейнса и Рузвельта, их не смущало. Современная западная экономическая мысль Хайека тоже давно отвергла за его каннибализм. Но он у наших макроэкономистов – Ленин сегодня. О чем они, не стесняясь, публично заявляют. И страну они продолжают насиловать его бесплодными идеями, которых и на Западе уже на дух никто не переносит, не говоря уже о том, что они совершенно непригодны для нас.
Есть такое выражение: «Господи, сохрани Америку». Высшая Школа Экономики разделяет этот взгляд. После программы «Народ хочет знать», я еще раз утвердился в другом взгляде: «Господи, ликвидируй ВШЭ».
И почему я был столь мягок к оппонентам?..