Если уничтожать малые формы хозяйствования, то люди оттуда придут в города. Когда в Москве и Московской области соберется 30-35 миллионов человек, кто будет жить на освобожденной территории? Пустоты не бывает. Найдутся те, кто её займёт
Мои встречи в Зауралье в рамках обсуждения Народной программы и народного бюджета проходят очень эмоционально. Люди понимают, что мы подходим к некоему пределу и меры по созданию Народного фронта с активизации инициативы снизу по стратегии развития и бюджету должны нас от края увести.
Ниже приводится отрывок из стенограммы моего общения, из которого много становится ясным.
Вопрос: Сергей Фёдорович, мы сейчас обсуждали проблему, что мы пытаемся разорвать порочный круг, то что есть противодействие хорошим планам и намерениям людей... Вот мне интересно, то есть как сегодняшняя программа «Народного фронта» и всего что делает наш Премьер-министр, может повлиять на то, что наш министр сельского хозяйства на сегодняшний день не отстаивает наши позиции?
Лисовский С.Ф.
- Хороший вопрос, спасибо, объясню. Руководство страны у нас показывает, что министр не дорабатывает, что он не знает проблем, которые реально стоят перед селом и не понимает как их решать. И это как раз народная программа, в отношении «Народного фронта». Я не случайно сказал, что дано указание, чтоб пришли новые люди в Государственную Думу. А сейчас это практически несменяемый такой костяк депутатов, которые, как бы из поколения в поколение переходят в Думу, поэтому у них там свои интересы, свои отношения. Даже закон по агрострахованию, который мы приняли в последний день. Понятно, его надо было принять, потому что иногда проще принять закон недоработанный, а потом его дорабатывать поправками, потому что требуется меньше согласований. Обсуждали закон в Совете Федерации, говорю – «ребят, вы же видите закон, он очень слабый, давайте выступим». Мне говорят: - «Да, слабый», и причём говорят аргументы правильные, то есть люди понимают. Я им говорю: - «Выступите». « - Ну а зачем, какой смысл». Вот получается, что только один я выступил по этому закону и сказал, что закон плохой, мы его делали три года, а приняли, в принципе пустышку. В результате сложилось устойчивое сообщество, очень сложно, даже если люди понимают, что надо это сделать и понимают проблему, они не делают из чисто таких вот житейских отношений. Поэтому нужна, свежая кровь, нужно обновление депутатского корпуса, но это можно сделать только через народные программы, народные выборы, которые сейчас идут. Понятно что может быть, раньше их было сделать трудно, потому что политическая система у нас только только формируется. Когда мне говорят про Америку, но Америка, извините, 210 лет создавала свою демократию. Парламенту Англии более 1000 лет, понятно что у них сформировалось уже…
….вот поэтому сейчас вот пришёл тот этап, и руководство понимает, что дальше так нельзя и надо менять, менять вот через те процедуры которые сейчас предложены. Возможно они не сто процентов эффективны, но как любое решение оно всегда имеет и плюсы, и минусы. Но это реальная процедура …поэтому я уверен, что этот переход к народной программе, к народному бюджету, к смене депутатов разорвёт этот круг и поможет принимать нам уже более качественные законы и принимать их именно основываясь на интересах страны, а не интересов тех или иных групп...
Вопрос: Из Катайска, начинающий семеновод, у меня вот такой вопрос, мы попытались взять в Россельхозбанке деньги и нам сказали: нужен залог. Где вот у начинающего предпринимателя, кто начинает свиноводством заниматься, взять такой большой залог полмиллиона? А без этого не построить свинарник, денег дают только на поросят или на корма, а как построить вообще производство?
Лисовский С.Ф,
- Да я понимаю ваш вопрос, я работаю с Россельхозбанком давно на эту тему. Во всём мире существует так называемое проектное финансирование, в то, что вы предлагаете, называется проектное финансирование. Крестьяне приходят с проектом и говорят: я хочу построить свинарник, хочу построить коровник, дайте мне денег и то, что они строят, является само залогом для банка. Опять же взять ту же Германию, там своих денег человек может вообще не вкладывать или 5 %, а всё остальное финансирует банк. Есть такая программа «Гермес» - государственная, что все риски для банка страхует государственная страховая компания, то есть если вдруг производитель окажется непорядочным или он вдруг не сможет хорошо сделать, или какие-то болезни… то государство 95% банку вернёт. То есть государство выступает гарантом за своего производителя, за своего гражданина. Вот как должно быть.
Плюс проблема Россельхозбанка, чтоб вы понимали, был кризис – дали, чтоб поддержать так называемую банковскую систему бюджетных денег 700 млрд. Это было 2009 год, начало... Так значит из этих 700 млрд., я примерные цифры назову, где-то 400 получает Сбербанк, ВТБ и ВЭБ – это тоже государственные банки, получают там по 100, 80. А Россельхозбанк получил 25 млрд. И мы тогда ещё смеялись, мы говорим вот как то у нас вообще к крестьянам, из 700 млрд. 25 дали только Россельхозбанку. Поэтому у Россельхозбанка очень дорогие деньги, он их заимствует за рубежом, заимствует у других банков, и в результате у него и процентная ставка на сегодняшний день, несмотря на указания Премьера, от 12%, это ещё хорошо до 15%, до 16-ти даже. Это потому что у него дорогие деньги. Сбер может кредитовать по 8,5%, потому что ему государство действительно помогает. Что делать? Что делают другие области – создают фонд, областной фонд, который, куда входят здания Администрации… я с Новгородом на прошлой неделе общался, театр местный, ещё какие-нибудь, то есть объекты недвижимости, которые принадлежат Администрации области. Вот это фонд оценивается в какую-то сумму, в банк приходят и говорят – вот у нас фонд допустим миллиард, вот мы готовы из этого фонда, прогарантировать за этого производителя столько- то миллионов. И банки на это стали идти, то есть Россельхозбанк так работает. Но понимаете, у нас ведь ещё и другая проблема появляется. Потом вот доказать, что губернатор и вице-губернатор не имели отношения, ну были проще говоря некорумпированные, давая гарантии за кого-то, очень сложно. И сразу посыпались уголовные дела, что вот вы помогли этому свиноводу, а должны были помочь другому свиноводу, доказать очень сложно, а вот проблему создать любому человеку очень легко. И многие губернаторы стали сейчас отказываться от этого, потому что им проще не дать эту гарантию областную, чем ждать. То есть государство у нас, МВД и Прокуратура, вместо того чтобы помогать, они сейчас бьют по рукам нашим предприимчивым и радеющим за область губернаторам, облагая их вот этими постоянными запросами и претензиями. Поэтому здесь такая двоякая вещь, вроде бы хорошо, что есть областные фонды, а в то же время его создал губернатор и потом он имеет кучу головной боли. Мы обращались в Правительство, для того чтобы они не кошмарили области по созданию этих фондов. Что-то нам удалось, но пока, Прокуратуре проще всех обвинять, чем реально разбираться или искать преступников настоящих.
Вопрос: - Кособродская хлебоприёмная, руководитель Новосёлов – будет ли в этом году закуп интервенционного фонда урожаев 2011 года?
Лисовский С.Ф. : Да будет интервенционный фонд, мы как раз сейчас работаем с зерновой компанией объединённой, для того чтобы получить для Курганской области объёмы, которые мы гарантированно сможем закупать у сельхоз производителей Курганской области. Я думаю, что эта работа начнётся где то в конце августа, и вы это сможете увидеть, мы это опубликуем. А по семеноводству, если у нас сельхоз производители не знают о сельхозпрограммах областных, то, наверно, вина не сельхозпроизводителей, а руководство области должно больше информации давать по своим программам. Понятно, что и производитель должен проявлять инициативу, никто к нему не придёт и никто его не будет приносить ему на блюдечке, но тем не менее это должно быть обоюдное движение.
Вопрос из зала. График поставки льготного дизтоплива не удобен. Роснефть говорит, забирай сейчас, а я куда заберу?
Лисовский С.Ф.:
Я объясню ситуацию с соляркой. Вообще я считаю, что это мы работаем с вами на нефтяные компании. У нас, я помню, это началось знаете с чего: года 4 назад 17 млрд. мы выделяли сельхозпроизводителям в кавычках, а на самом деле нефтяным компаниям для компенсации цены на солярку, началось с этого. Причем я еще удивился, почему так быстро прошел закон. Обычно бьешься годами, а тут за неделю прошел Думу и Совет Федерации, и Минфин согласился. Потому что нефтяники пролоббировали, им же выгодно, когда крестьянам дали деньги , а они эти деньги забрали себе, потому что не крестьянам, а им дали. А они дали солярку которой у них, кстати, у них перепроизводство, потому что у нас с вами очень изношенные заводы. Поэтому эта проблема очень большая, мы с ней постоянно бьемся. К сожалению, закон у нас скорее всего не получится сделать – это если говорить о сроках, то сроки зависят от постановления Правительства когда оно выходит. То есть каждый год у нас выходит Постановление правительства, выделить такое-то количество тонн солярки для сельхозпроизводителей и компенсировать потери нефтяных компаний из бюджета, понимаете, да? То есть ее нам не бесплатно отдают, а государство субсидирует. По сути, это перекачивание бюджетных денег в карман нефтяных компаний, потому что такой дорогой солярки нет нигде и в Европе. Есть программа «Агродизель» и там солярка для сельхозпроизводителей стоит в 2 раза дешевле чем у нас с вами. Так вот пока это постановление не выйдет, у нас не начинается отпуск (топлива), то есть не область виновата. А постановление правительства... Ну например, мы бились за 9 млрд. свиноводам, птицеводам - компенсацию за торговлю зерном прошлого года, это в связи с тем, что потери были по жаре. Вот начали биться в сентябре прошлого года, а постановление, чтобы вы понимали, до сих пор не вышло. В.В.Путин уже в мае заявил про эти 9 млрд., если вы слышали, потом в начале июня сказал про эти 9 млрд. в общем все говорят, уже скоро год будет после засухи с тех пор постановление по 10 году не вышло. Когда в 2008 году был резкий всплеск цен на зерно не только в России, но и в Европе, в течении недели было принято решение Евросоюза. То есть представляете, там 27 стран договорились в течении недели, а в течении недели следующей деньги получили фермеры. А у нас год засуха, все понятно, всем все понятно, год. Вы посмотрите, я уже не говорю про деньги, наверное деньги получим в ноябре по этому постановлению. Постановления еще нет, хотя проект его был сделан уже в марте, хотя его надо было сделать уже в сентябре. Когда понятно было по засухе, ну хотя бы в октябре. Постановления еще нет даже. Документа, на основании которого должны выплачивать эту субсидию.
Вопрос:Из Катайского района... При посещении Екатеринбурга Владимиром Владимировичем Путиным был задан вопрос нашей землячкой которая в настоящий момент проживает в Ямало-Ненецком округе: «Почему там люди живут лучше, чем в Курганской области?». На что Путин ответил: «Потому что разные бюджеты. Здесь маленький бюджет, там побогаче бюджет». Каков выход он сказал: «Надо искать спонсора более богатого региону». Какое ваше мнение?
Лисовский С.Ф.:
Я считаю что у нас бюджетная политика крайне не эффективная и что соседние регионы имеют разную доходную часть бюджета - это не допустимо, если мы все живем в одной стране. Поэтому это надо менять, не вина жителя Курганской области, что он родился в Курганской области, а не в Тюменской. Почему человек, гражданин, родившийся в Тюменской области, имеет свою часть от нефти и газа, который в Тюменской области. Но газ и нефть принадлежат не Тюменской области, а всей стране, России. А житель Курганской области ничего не имеет с этого. Но к сожалению вот у нас пока так существует, что у нас есть налог на добычу полезных ископаемых, часть из которого остается в регионе. Так как в Курганской области нет полезных ископаемых, соответственно нам ничего не остается. А в других областях, если взять Уральский Федеральный округ, там есть полезные ископаемые, значит, у них будет больше. И почему то правительство страны это устраивает, а почему – непонятно. Хотя логично бы было бы все социальные вещи, например зарплаты учителей, пенсии, зарплату бюджетникам сделать единой, независимо от того есть нефть в твоей области, или нет. (Выкрик из зала: «Это в Москве, да?»)
Москва, вы знаете, это вообще отдельная история. Да, вот последняя история меня возмутила до глубины души. Банк Москвы, который крутил деньги бюджета Москвы, его купило ВТБ, но непонятно как купил, если не заметил дырку, представьте себе, 400 млрд. рублей. Вот не заметил. Ну ладно. Хотя у нас Центробанк это все контролировать должен, не контролировал. Опять непонятно почему непонятно почему Центробанку никто вопросов не задал. Что делает правительство: оно 300 млрд. рублей из бюджета страны нашей с вами отдает ВТБ, чтобы компенсировать потери банка Москвы, который они, по сути, украли.
А мы бьемся, вот я, поверьте, вот эти 9 млрд. для животноводов или там 5 под молоко. А вот тут 300 млрд. выделили в течении недели, тихо и спокойно. А 300 млрд. это 2 года бюджета поддержки села, вот представьте. Поэтому понятно, что у нас много чего в стране творится, но надо менять. И я могу вам сказать что я, например, не молчу и появляются люди в Думе которые сидят и не молчат, которые говорят, но нас мало.
Вопрос:
Директор ООО Шадринское, Шадринский район, Уфимцева:
У меня вопрос Сергей Федорович к вам: предусматривается ли в программе «Народного фронта» отдельным блоком помощь сельскому хозяйству, аграрному сектору в связи с этой программой или блоком, или сектором, или чем-то, потому что вопросов очень много: Будет ли это каким то образом отдельным планом выделено или это будет в общем?
Лисовский С.Ф.:
Да. Именно это выделено. Вот на прошлой неделе было заседание Российского аграрного движения, оно создано 10 лет назад было, но так, тихо мирно поживало. Сейчас оно вошло в «Народный фронт» и именно там собрались действительно крупнейшие аграрии страны и депутаты, члены Совета Федерации аграрных комитетов, которые заявили что у нас в народной программе должен быть отдельный блок, посвященный сельскому хозяйству. То есть именно этим сейчас мы и будем заниматься. И это надо делать, потому что у нас есть, конечно, проблемы и чисто региональные, нашей области, но большинство проблем – это общие для страны для сельского хозяйства. И нам надо решать их сообща, объединяя усилия.
Вопрос из зала: У нас есть проект такой – субсидирование процентной ставки по кредитам. В начале 90-х годов было проще, мы брали кредит по низким ставкам – 1-2% и все. Сейчас проведено субсидирование. Субсидии, там можно ошибки сделать всякие, опоздать, сотни тонн бумаги тратятся по всей стране, можно ли вернуться по старой цене чтобы попроще было...
Лисовский С.Ф,
Вы знаете, именно это я и предлагал: вот чтобы деньги селянам давал не коммерческий банк, а Центробанк ,у которого, как понимаю, денег много и процентную ставку может сделать для нас с вами любую. Но есть 2 проблемы. 1-я проблема: коммерческие банки коррумпируют многих чиновников и субсидированные ставки по сути… Ведь это не нам с вами дают эти субсидии, их дают банку чтобы он мог нам с вами высокую ставку сделать, выкачать из нас всю кровь и получить те деньги из бюджета. Нам от этой субсидии ни горячо, ни холодно. Нам нужны дешевые деньги, а не субсидии. Но для банков это очень заманчивая вещь. Получается, они могут делать большие ставки, потому что мы берем эти деньги и нам половину субсидируют там или чуть больше. Это первая проблема, но как она вроде бы такая субъективная, личная, но к сожалению у нас такие мотивации иногда более значимы чем интересы страны. Вторая проблема: мы поднимали эту тему в различных министерствах и нам говорят: «а кто будет отслеживать добросовестный это производитель или нет, а кто будет отслеживать правильность инвестиций ,потому что появится куча жуликов, которые будут брать деньги на свинокомплекс, а на самом деле пускать это в спекуляцию, торговлю». Это правда, такое может быть и Центробанк заниматься этим не может. У него нет такого аппарата, чтобы в каждой области отслеживать это. На что мы им предложили «Давайте так: пусть коммерческий банк берет свои, там, 2%, за то что он все эти вещи там делает для Центробанка. То есть деньги дает Центробанк, а коммерческий банк просто отслеживает, как используются деньги, имея там 2%, допустим». Мы идем по этому пути, тем более, что тот же Кудрин видит, что кредитов все больше и больше берут, у него эти деньги на процентную ставку все время растут в бюджете. И получается так: вот у вас (в п. Чистопроудное) построили прекрасный поселок. Мы сейчас вот смотрели, там с детским садиком. Его делали по программе социального развития села. Что сейчас делает Минфин. Он говорит: «Вот у нас в том году было примерно около 130 млрд. на субсидии и тратили 60 млрд.. А в этом году из 130 млрд., которые у вас есть, вы потратили уже, так как кредитов берут все больше и больше, 70 млрд. Вот 10 млрд. которые вы потратили лишние на субсидирование процентной ставки мы сейчас снимем с других программ: плодородие почв, сельские дороги, социальное развитие села...» Мы говорим: «А вы можете субсидии совсем убрать, потому что они нас не интересуют. Вообще их не включать в бюджет поддержки села. Это ваши отношения с банком, а наши программы, которые нам нужны: по дорогам, семеноводству, животноводству, развитие села – вы их оставляйте». А то получается так: вроде нам дали и у нас же забрали, потому что сейчас программу развития села сократили для того, чтобы вроде бы субсидировать. Субсидии же не нам дают, ее дают банкам. Это не нам деньги приходят. Так же как нефтяникам. Это не нам деньги дают на солярку, а компаниям, чтобы мы могли купить дорогую солярку у них. Пока вот так существует, хотя мы сейчас бьемся, у нас есть такая инициативная группа, мы хотим субсидирование ставки вообще вывести, это не поддержка села, это отношения банков с государством. И программы, которые действительно идут на развитие села, вот они должны субсидироваться из этого бюджета. Вот построить фельдшерский пункт нам деньги дали. Дают субсидию учителям сельским, вам деньги дали. А вот когда банку дают – это не нам с вами, это банку нужно. К сожалению, банкам проще договориться с Минфином. Гораздо проще, потому что их 6 – 7 крупных банков, которые основные деньги получают. Понятно, они пришли и договорились с министром или его замом. Вы нам давайте деньги дешевые, банки пусть за какой-то процент проверят что мы их не украли, а вложили в производство, а дальше нам давайте деньги на конкретные программы. Вот это деньги для села.
Вопрос: читал статью министра Скрынник. Она выставила цену по зерну для нашего региона 4700 для Омска пять с чем-то... непонятно это. И, конечно, нужна интервенция зерна.
Лисовский С.Ф.:
Я интервенцией занимаюсь для нашей области уже в течении месяца. Понимаете, нам очень тяжело. Минсельхоз вообще нам не сообщает. Больше того, я послал письмо министру. Говорю: «А вы знаете, вот мы как депутаты и члены Совета Федерации хотели бы узнать позицию Минсельхоза по зерну, по ценам на молоко, по удобрениям и так далее. То есть скажите нам, какая у вас позиция, потому что она меняется все время». Знаете какой ответ был? Ответ был: «Позиции у Минсельхоза нет, есть единая позиция Правительства которая в определенное время будет до вас донесена». Вот реально такой ответ я получил. Но у нас выхода нет: кто зашел на землю, уже не уйдет. А во-вторых, вот поверьте за 10 лет так все поменялось и появится министр, который будет вместе с нами биться. И Дума, я надеюсь, будет сейчас более зубастой и не будет там соглашаться со всеми. Спасибо.