Совершенно ясно, платежеспособный спрос населения поддерживать надо. Делать это можно путем развития производства, создания рабочих мест, производя хорошую продукцию, выгодно ее реализовывая, выплачивая достойную зарплату.
Сообщения об отравлениях продуктами детей, семей стали постоянными в сводках ЧП. Наверняка, каждому из нас, хотя бы раз в жизни приходилось ненароком приобрести в магазине плохой товар, просроченные продукты, продукты низкого качества. Самый малый ущерб - это огорчение, самое страшное - отравление, которое может стать причиной смерти. Продовольственная безопасность, а именно та ее сторона, которая касается качества товаров на полке в магазине, становится все более острым вопросом. Одни ругают главного санитарного врача, другие - бизнес, третьи - чиновников, законодательство. Но проблема состоит из нескольких аспектов, соответственно требует комплексного решения. О том, что стоит на пути к свежим и качественным продуктам, а значит и к здоровью нации, рассказал С. Лисовский (сенатор):
- Нормативы безопасности
По существующим нормативам безопасным является, по сути, то, что съел и не умер сразу. А то, что продовольствие может наносить вред постепенно, плюс может сказываться на потомстве это - не учитывается. Формально об этом говорят, фактически это никак не контролируется.
- Отсутствие контроля
Второе это продовольствие, которое признано опасным, но опять же никак не контролируется. Один Онищенко не может обеспечить по всей стране контроль за безопасностью продовольствия. У нас есть законы, понятно, что их нужно анализировать, улучшать, дополнять, но даже те законы, которые есть - не исполняются. А не исполняются они потому, что не понятно кто их должен исполнить. Вроде бы МВД, вроде бы прокуратура, но у них свои задачи, плюс иногда они не заинтересованы в тех или иных коммерческих структурах.
- Ответственность бизнеса
Еще одна проблема это ответственность. Взять ту же Америку, там нарушения, преступления в области продовольствия караются очень сурово: сроки очень серьезные и штрафы. Если человека поймали, то он экономически больше не может заниматься этим бизнесом, потому что у него забирают все, плюс сажают. Но еще там существует личностная ответственность человека. Если его поймали на фальсификации продовольствия, несоответствии продовольствия, то он на всю жизнь лишается права заниматься в сфере продовольственного бизнеса.
У нас проблема в чем: какую-то фирму закрывают и на ее месте в этих же цехах, те же люди, делает то же самое под другим названием. То есть у нас формализованные отношения к ответственности. Отвечает юридическое лицо, а кто стоит за этим юр лицом, практически никого не интересует.
- Невыгодные условия
У нас, получается, честно работать и производить качественный товар невыгодно. Торговые центры стремятся производителей по цене "опустить", а что такое уступки по цене - это значит снижение качества.
- Молодое правительство
Молодежь в правительстве - это здорово. Но, к сожалению, у молодых нет опыта и вообще нет понимания ответственности за свои поступки. Поэтому, мне кажется, что многие наши министры просто не понимают тот уровень ответственности, который перед ними стоит. Не понимают тот уровень задач и самое главное, не могут выявить те основные направления, которые надо решать в первую очередь. Понятно, что когда приходишь в такое большое хозяйство - министерство, у тебя столько проблем, что ты начинаешь теряться. Приоритеты не понятны. Это происходит повсеместно, к сожалению.
Во-вторых, передача всех полномочий в сторону исполнительной власти создает проблемы стране, руководству страны и самим министерствам. Они увлекаются законотворческой деятельностью. Причем не в интересах страны, а в интересах собственного министерства. Законы выходят рамочные, не конкретные. И в случае, если появляется на какой-то позиции недобросовестный человек, взяточник, соответственно он максимально это использует в личных целях. Поэтому надо усиливать роль парламента, надо исключать возможность правительству быть инициатором тех или иных законов. Надо вернуться к нормальной системе парламентского построения государства. У нас 80-85 проц. законов идут от правительства.