Причины, которые породили нынешний кризис, никуда не исчезли, потому никаких положительных изменений в нашей экономике быть не может. Одна из них – отсутствие так называемых доступных денег.
Вчера состоялись съемки моей авторской программы «Капитал» на телеканале РБК. Гостем в студии был видный эксперт, Президент Зернового Союза Аркадий Леонидович Злочевский. Обсуждаемая тема – рынок зерна и все аспекты, связанные с его функционированием. Я, в частности, разбирал ситуацию о состоянии отечественного зернового рынка на примере нашей Курганской области.
Вот основные проблемы:
Нестабильность рынка. В 2011 году был избыток зерна в Курганской области, зерно было трудно вывезти, цена была низкая. В 2012 году засуха, зерна мало, цена высокая. Это влечет рост цены на муку и на хлеб.
Нужен интервенционный фонд. На 2013 год надо обязательно заложить интервенционный фонд. Сейчас почти весь интервенционный фонд ушел (70% уже продали уже зимой, в первом полугодии уйдет остаток). Емкости свободны и надо делать инвентаризационный фонд из урожая этого года.
Ж/д тарифы - дорогие. С 2013 года рост на 7% - железная дорога и на 2% Русьагротранс, который нам дает вагоны. Получается, что на 9% ж/д тариф подорожал с Нового Года. Мы не конкурентоспособны с Омской областью и с Сибирью. 1000 км провозишь – 50% скидка. На С-Петербург поставить зерно с Омска выгоднее, чем с Кургана. У нас получается 2500, а с Омской области 2000. Рынок Курганского зерна опять сузился.
Как только будет зерно – тема опять станет сверхактуальной.
Проблема семян. После страшной засухи 2012 года многие товаропроизводители не имеют в полном объеме семян для посева на товарные нужды. Проблема формирования федерального страхового семенного фонда.
Рост цен. Цена на зерно по сравнению с прошлым годом выросла в 2,5 раза. На муку в 2 раза. А на хлеб – до 30% . А это социальный продукт. То есть сжались возможности сельхозпереработки.
В свое время Курганские хлеборобы обращались к Дмитрию Анатольевичу Медведеву с просьбой :
- не сокращать бюджетную поддержку отрасли в текущем и будущем годах,
- ввести государственные залоговые операции на зерно,
- ввести экспортные субсидии для вывоза излишков зерна, не менее 3-5 млн. тонн ежегодно,
- установить льготный тариф на все перевозки зерна и муки внутри России и на экспорт,
- усилить контроль за расценками на услуги элеваторов, перевозчиков и портов.
Эти проблемы мы неоднократно обсуждали на Комитете в Совете Федерации.
Мой гость, видный эксперт, готов был подписаться под этими словами.
Хотя с присоединением к ВТО о субсидиях речь уже не идет.