- Они приняли закон, который позволяет увеличивать долг. Представляете, что такое доллар? Это просто бумага, которую печатают на станке
Из выступления Лисовского С.Ф. на ШЕСТОМ НЕВСКОМ МЕЖДУНАРОДНОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ КОНГРЕССЕ
Круглый стол на тему:
«Экологические аспекты культуры питания и сохранения здоровья»
22 мая 2013 года
Cчитаю нужным скорейшее принятие технических регламентов. Государственная Дума очень медленно принимает их, а Минпромторг это сделает быстро. Прошло три года. Будучи министром, господин Христенко ничего не сделал, ни один технический регламент не был принят. Причём это было сделано, я считаю, умышленно, потому что очень много лоббистских групп, особенно глобальных корпораций, которые производят в основном суррогаты продовольствия, они заинтересованы в отсутствии регулирования качества продовольствия в Российской Федерации.
Теперь эти полномочия переданы Таможенному союзу, комиссии Таможенного союза, которую, к сожалению, тоже возглавляет господин Христенко. И мы повторяем то, что было, когда он был министром Минпромторга. В частности, готовящийся технический регламент по мясной продукции, совершенно не учитывает современных особенностей сельскохозяйственного производства и даёт возможность производить фальсификат, предельно опасный для нашего здоровья.
Поэтому я считаю, что мы на этом столе должны поднять тему жёсткого регулирования качества продовольствия, жёсткого регулирования экологических требований и жёсткого регулирования маркировки российского продовольствия.
…..Во всех выступлениях достаточно много интересного. Особенно я бы хотел поблагодарить Дмитрия Янина (Председатель конфедерации потребителей). Я считаю, что это такой концентрированный наказ нам, законодателям, для того чтобы действительно поработать с нашим законодательством.
Смотрите, как интересно называется министерство сельского хозяйства нашего коллеги из Германии – министерство защиты окружающей среды и сельского хозяйства и защиты прав потребителей. То есть в Германии не разделяют продовольствие, защиту, экологию и права потребителей. У нас это всё разделено. Я большим уважением отношусь к Роспотребнадзору, господину Онищенко, но то, что у нас позиции Министерства сельского хозяйства предельно узки, конечно, это не позволяет нам правильно регулировать здоровое питание и здоровый образ жизни. У нас и Минздрав отдалён, например, от технических регламентов по продовольствию. Мне кажется, это, в общем-то, достаточно близкая тема для Минздрава.
У нас здесь постоянно звучат такие «страшные» слова, как ХАССП и Кодекс Алиментариус, но я хочу всем пояснить, что это то, что в Советском Союзе существовало давно. Это отслеживание производства продукции сельскохозяйственной от сырья и до конечной реализации. Ничего нового наши коллеги зарубежные не придумали, это мы с радостью отказались почему-то от того великого наследия, которое нам досталось от Советского Союза. Поэтому мне кажется, что надо отказаться от этих иностранных слов и называть всё это простыми русскими словами: постоянный контроль за производством продовольственной продукции от сырья до реализации. Что и было, кстати, в своё время очень хорошо налажено, потом мы это уничтожили.
И уничтожили мы это не случайно, уничтожили, потому что здесь было жёсткое лоббирование транснациональных корпораций, которые производят продукты питания. Как я уже сказал, в основном они производят суррогаты, очень вредные для продовольствия. Все эти чипсы, газированные напитки и так далее – это всё в конечном итоге, я думаю, будет запрещено, но, к сожалению, финансовая мощь этих корпораций и влияние на правительства – не только в России, но и в Европе те же проблемы – достаточно велики и процессы достаточно сложны.
И тут надо добавить нашу чиновничью спесь, в основном она основана на некомпетентности, а зачастую на простой коррумпированности и ангажированности. Потому что то, что комиссия Таможенного союза принимает технические регламенты без согласования, практически без реального согласования с общественностью и законодателями, это преступление, я считаю. И в Думе, Совете Федерации надо поставить вопрос, что все технические регламенты, которые будут разрабатываться комиссиями Таможенного союза, должны проходить ратификацию в национальных думах, как это и делается со многими международными соглашениями, ни у кого это не вызывает никакого отторжения, это мировая практика историческая. Надо к этому вернуться. Потому что когда важнейшие документы, влияющие на здоровье нации и экономику нации, принимают три-четыре чиновника, такой соблазн у всех – от спецслужб западных до недобросовестных производителей – повлиять на этих трёх чиновников, для того чтобы больше заработать или для того чтобы уничтожить ту или иную страну.
Поэтому я считаю, что члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы должны максимально остро поставить этот вопрос. И, мне кажется, и министерства наши: Минздрав, Роспотребнадзор, Россельхознадзор – должны поставить вопрос о ратификации и коллегиальном принятии решений по утверждению технических регламентов, потому что они стоят на страже здоровья нации нашего сельхозпроизводства. Кстати, и экологического. Если взять Германию, я встречался очень много и встречаюсь с немецкими аграриями, они просто сказали: если бы у нас не было технических регламентов, мы бы просто исчезли как сельхозпроизводители и как сельхозпроизводители, которые производят качественную продукцию. Тем не менее, мы знаем, при всём том, что контроль в Европе достаточно жёсткий, последние скандалы по рактопомину, по конине. Это говорит о том, что эта либерализация, которая была навязана понятно кем и в Европе, и в России, приводит только к ухудшению качества продовольствия. Надо возвращаться опять, я согласен, к стопроцентному контролю.
Контроль. Многие наши государственные чиновники кивают и говорят: вот, – говорят, – в той же Германии, у них общественные организации, коммерческие организации, контролируют качество продовольствия; даже взять семеноводство у них, в основном это коммерческие структуры, но при участии государства. Не надо забывать, что у них законодательство совсем другое. У них общественные союзы и профессиональные союзы принимают активное участие в принятии законов. Там нельзя принять закон в отношении той или иной отрасли без согласования с отраслевым союзом. У нас на отраслевые союзы смотрят в лучшем случае как на консультантов. Это в лучшем случае. Поэтому мы не можем впрямую перенимать эту достаточно либеральную схему контроля западную, потому что мы не дали нашим национальным и отраслевым союзам те права, которые есть во всём мире, в цивилизованных странах. Поэтому сначала нам надо либо дать нашим отраслевым союзам права, серьёзные права в контроле, и тогда передать общественности и коммерческим структурам контроль с учётом, скажем так, регулирования государственного, либо вернуться к старой советской схеме, когда государство всё контролирует, тем более такие важные вещи, как качество продовольствия.
В отношении – тут наш коллега из Роспотребнадзора сказал, так я понимаю, по ветеринарным сертификатам, что они не нужны в том объёме, который присутствует, что достаточно штамп на туше. Но я с этим не согласен. Штамп на туше не спас Евросоюз от максимального использования конины в продовольствии. И, кстати, тоже интересно. По Евросоюзу после всех этих скандалов они стали проверять мясную переработку – по-моему, в Ирландии в мясных пирожках вообще не было мяса, просто его там не было. И это в цивилизованных странах. Ирландия, которая, в общем-то, является одной из таких продвинутых в плане государственного контроля за продовольствием.
Поэтому всё-таки я думаю, что Роспоторебнадзор скоординирует свои действия с Россельхознадором, и мы всё-таки введём в единую базу ветеринарную сертификат, который будет сопровождать мясную продукцию от производства до конечного потребителя. Потому что только так мы сможем защитить себя. А контроль – имеется в виду экспертиза продовольствия, она достаточно дорогая. Мне кажется, проще прослеживать сертификат ветеринарный, нежели стопроцентно проверять каждый продукт уже на полке магазина. Хотя это необходимо, в том числе, но невозможно в стопроцентном варианте.
Вкратце понятно, что делать законодателям, как усиливать эту работу.
То же самое можно сказать о хлебной инспекции, которую мы уничтожили, а в результате мы скатились до самого низкого зерна и фуража – производства. Это тоже, в том числе, и отсутствие реального контроля за его качеством.
Также хочу сказать, – наверное, здесь это прозвучит, нельзя забывать экологические аспекты культуры питания, – так я могу сказать, что экологическое производство предполагает и появление качественного продовольствия. Они, оказывается, взаимосвязаны. Это тоже очень важный аспект.
Вот взять, например, в Германии достаточно взять птицу. Сейчас в Германии активно навязывают производителям, хотя они и не очень довольны, так называемое биодинамическое выращивание птицы ( когда птица выращивается в наиболее приближённых к природным условиях, со свободным выгулом на открытых площадках). Это, конечно, удорожает продукцию почти в 2,5 раза, но, тем не менее, это способствует более здоровому мясу. Например, биодинамическое выращивание животных улучшает качество жиров животного происхождения и пропорциональное соотношение между насыщенными и ненасыщенными жирами.
Это ещё один огромный аспект. Особенно тут много звучало по потреблению жиров. Разница между насыщенными и ненасыщенными жирами, она выходит на первый план. Мы об этом мало говорим, нам кажется, это узкой, специальной терминологией, а на самом деле это реальная проблема смертности в России, например, если взять сосудисто-сердечные заболевания.
Так вот, если взять, например, опыт Германии, действительно, у них, по-моему, около 10 процентов сейчас обязуют производить птицу с использованием биодинамической технологии, что удорожает себестоимость, естественно. Так вот, к сожалению, даже немцы, которые всегда славились стремлением к здоровому питанию, потребляют это биодинамическое мясо всего лишь 2 процента. То есть наше население, я имею в виду земного шара, ещё пока не готово платить больше за более качественный продукт. Я уж не говорю про Россию.
И, конечно, это работа государства – популяризировать, чётко разъяснять, что такое качественное мясо и что такое некачественное, качественный продукт и некачественный. Я согласен, что при таком засилье рекламы, особенно продовольствия, особенно этих транснациональных корпораций, любая государственная агитация будет сложна. Но, тем не менее, если её начинать с детства, в детских садах, школах, её продолжать в образовательных учреждениях и даже в государственных, мы всё-таки сможем противопоставить засилью вот этой массовой продовольственной рекламы мощную агитационную политику государства. Мы тоже в своё время отказались от пропаганды и агитации, и, как показывает практика, если дать даже отношение к нашим ветеранам и к памяти павших воинов, мы видим, к чему это привело. Соответственно, нам надо на законодательном уровне жёстко определить позицию государства в плане агитационной и воспитательной работы.