По словам Сергея Лисовского, курганские аграрии ждали закона о неблагоприятных для ведения сельского хозяйства территорий три года
Поправки в федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» встретили сопротивление в Совете Федерации. Теоретически законопроект призван помочь аграриям, ведущим бизнес на «неблагоприятных территориях», фактически же является пустышкой и ровным счетом ничего не дает сельхозтоваропроизводителям. По факту и Курганская область относится к таким регионам, но будет ли она включена в перечень субъектов с неблагоприятными условиями, пока остается неясным. Документ уже прошел три чтения в Госдуме и сегодня принят Советом Федерации. Что даст аграриям новый закон, кому будет легче обеспечивать продовольственную безопасность страны, и почему отечественные законы расходятся с нормами ВТО — в материале «URA.Ru».
Поправки в федеральный закон «О сельском хозяйстве» в части господдержки аграриев в неблагоприятных для ведения сельского хозяйства территориях были внесены в Госдуму правительством России еще в октябре прошлого года. Законопроект, собственно, состоит всего из двух пунктов, одним из которых предусматривается дополнение в действующий закон.
Документом определяется понятие неблагоприятных для производства сельскохозяйственной продукции территорий. Это «территории субъектов Российской Федерации, на которых вследствие природно-климатических условий, состояния почвы, а также социально-экономических факторов уровень доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей ниже, чем в среднем по сельскому хозяйству, но производство сельскохозяйственной продукции должно осуществляться для обеспечения занятости сельского населения, повышения уровня его доходов, сохранения местных традиций». При этом устанавливается, что порядок и критерии отнесения территорий к неблагоприятным должны определяться федеральным правительством.
Разработку законопроекта связывают с присоединением России ко Всемирной торговой организации: отечественное законодательство нужно привести в соответствие с многосторонними торговыми соглашениями, обязательными для всех стран-участниц ВТО. В том числе речь идет и о мерах внутренней поддержки сельхозтоваропроизводителей. «В соответствии с Соглашением ВТО по сельскому хозяйству право на такие выплаты предоставляется неблагоприятным регионам», — сказано в пояснительной записке к законопроекту.
По мнению разработчиков, «принятие законопроекта позволит оказывать государственную поддержку сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим свою деятельность в неблагоприятных для ведения сельского хозяйства регионах для сохранения традиционного уклада жизни».
Законопроект уже прошел три чтения в Государственной Думе России и сегодня был принят на пленарном заседании Совета Федерации. Вместе с тем в предложенном варианте документа есть нюансы, которые вызвали серьезные споры при предварительном обсуждении сенаторами.
Так, по мнению члена Совфеда от Курганской областной Думы Сергея Лисовского, сейчас принимается «пустышка, которая никому не нужна». «Если взять мой регион — Курганский, — отметил Лисовский, — мы от этого закона реально ждали помощи. Помощи чисто сельскохозяйственному региону. У нас в стране есть около десяти регионов, которые в основном зависят от сельского хозяйства».
Сергей Лисовский напомнил, что в России не так много индустриальных областей, находящихся в неблагоприятных климатических и почвенных условиях. Однако их бюджеты не зависят от сельского хозяйства, а формируются как раз за счет промышленности. Зауралье, как, впрочем, и многие другие регионы, — совсем другое дело: пусть областная казна во многом и формируется за счет промышленности, но и доля сельского хозяйства достаточно большая, а на селе живет порядка 40% населения. «В результате мы убиваем все, что создали, — заявил Сергей Лисовский на одном из обсуждений правительственного законопроекта. — У нас теперь будет 64 неблагоприятных региона. Мы размажем этот тонкий слой [поддержки] даже не масла, а горчицы по всему бутерброду Российской Федерации, и никто ничего не получит. Реально те регионы, которые зависят от сельского хозяйства, у нас поддержки не получат», — уверен сенатор.
Лисовский обратился и к аналогичным документам, принятым в Евросоюзе. Последние поправки, касающиеся неблагоприятных территорий для ведения сельского хозяйства, в странах Евросоюза приняты в 2012 году. Но Министерство сельского хозяйства России при разработке своего законопроекта почему-то опиралось на документы, датированные аж 2009 годом. «Вы почему-то этот документ (2012 года. — ред.) не учитываете. Там есть семь крупных критериев природно-климатических условий, которые будут учитываться Евросоюзом, — пояснил сенатор. — То есть мы опять идем вразрез с документами Евросоюза, хотя мы вступили в ВТО. Зачем мы это делаем?»
Более того, принимаемый законопроект, по мнению Сергея Лисовского, косвенно содержит коррупциогенные факторы. Это объясняется тем, что перечень неблагоприятных сельскохозяйственных территорий определяется не федеральным законом, а постановлением правительства России — отбор субъектов в этом случае может оказаться весьма субъективным. «У нас законы, которые заканчиваются постановлением правительства, зачастую приводят к коррупционным схемам. Это знаете, как у Жванецкого: консерватория, бриллианты, суд, Сибирь. У нас еще прибавляется суд или поездка в Лондон. Вот если взять сейчас многие громкие дела, все начинались с неясных, размытых законов. Если уж мы вступили в ВТО, вляпались, по-другому не скажешь, то давайте уж тогда работать вместе с Евросоюзом. Давайте возьмем их законодательство, гармонизируем, как сегодня это модно говорить. А сейчас мы принимаем совершенно непонятный закон, и непонятно для кого. И когда я приеду к себе в Курган, депутаты меня разорвут после того, как я покажу им то, что родила Государственная Дума и Минсельхоз. Потому что мы этот закон очень ждали», — заявил Лисовский.
По словам сенатора, курганские аграрии ждали закона о неблагоприятных для ведения сельского хозяйства территорий три года. Но в итоге регион, как, собственно, и другие субъекты, получает «ноль».
Плюс ко всему сегодня ситуация такова, что так называемая «желтая корзина» (меры государственной поддержки, стимулирующие агропромышленное производство и напрямую влияющие на торговлю сельскохозпродукцией) в России меньше примерно в два раза по сравнению с другими странами-участницами ВТО. И надо ее расширять, а не загонять аграриев еще больше в угол.
Наконец, парадокс российского законодательства еще и в том, что то, что в развитых странах является государственной политикой, в России относится к развитию села. «Социально-экономические условия в Евросоюзе вообще не входят в село. Развитие сельских дорог, уровня жизни сельхозпроизводителей, школы, больницы — все это не включено в поддержку села. Это идет как государственная политика. А мы почему-то все это включаем в сельскохозяйственную политику государства. И это наша главная проблема», — резюмировал сенатор.
Между тем на сегодняшнем заседании Совета Федерации правительственные поправки в федеральный закон «О сельском хозяйстве» все же были приняты. Замечания, озвученные Сергеем Лисовским, в частности, касающиеся необходимости приведения предлагаемых законом норм в соответствие с нормами ВТО (раз уж вступили, нужно соблюдать правила Организации), заместитель министра сельского хозяйства России Александр Петриков пообещал учесть в дальнейшей работе. Остается только догадываться, по каким конкретно критериям министерские чиновники будут определять территории с неблагоприятными условиями для сельхозпроизводства, и будет ли поддержка аграриев на этот раз реальной и ощутимой — пока этот вопрос остается нерешенным, и Петриков предложил сенаторам тоже подключиться к этой работе.