Беда в том, что действительно на сегодняшний день на рынке банковских услуг совершенно нет конкуренции. Более того, когда банки начинают проверять, они доказывают, что у них появляются те или иные расходы. Но расходы за счет чего появляются? За счет того, что они безудержно тратят средства на себя же. Это и большие зарплаты, это огромные, красивые...
Федеральный закон "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" принят Государственной Думой 18 сентября. В соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
На последнем заседании в Совете Федерации мы обсуждали этот вопрос и, надеюсь, примем очень важный закон для всей нашей страны. Перед этим заседанием мне позвонил мой отец (он более 40 лет работает в академическом институте) и мне сам сказал: "Сын, поддержи этот закон". Действительно, надо менять. У нас сейчас академиков в стране, по-моему, больше уже, чем научных сотрудников, я имею в виду младших и старших, которые реально двигают науку. У нас получается странная и дикая ситуация: армия, состоящая из одних генералов. Это надо заканчивать.
Конечно, перевод имущества в агентство – это спорное решение: почему у нас академики плохо управляли имуществом, а чиновники будут хорошо? К сожалению, во всяком случае мне лично не довелось видеть успешного управления имуществом нашими, российскими чиновниками. Но это вопрос в другой плоскости.
И самый главный – фундаментальная наука. Если раньше результаты фундаментальной науки столетиями лежали и не использовались реальной прикладной наукой и производством, на сегодняшний день практически через пять – десять лет уже мы с вами имеем их в руках. И, конечно, эти исследования очень важны, но они важны только тогда, когда есть производство, которое делает запрос на эти исследования и которое питает эту науку финансами, реализуя потом эти достижения.
У нас, к сожалению, производство на сегодняшний день находится в убогом состоянии, особенно производство средств производства (я уже про это и не говорю). И когда у нас ВВП считается странным образом… Вы знаете, например, что оно состоит из торговой наценки, услуг и доходов от банковских операций. Это дутый ВВП. Мы с вами его считаем по рекомендациям Международного валютного фонда, который привел к финансовому кризису в конечном итоге весь мир.
Поэтому, конечно, надо реорганизовывать академию наук, но надо прежде всего подумать, как нам реорганизовать вообще всю систему, экономику страны.
Должно быть глобальное понимание, что надо менять в финансах и в структуре финансов страны, для того чтобы у нас бюджет складывался не с поступлений от торговли и таможни, а от нашего реального производства, которое нас всегда защитит и не даст нам возможность падать глубже и глубже в эту эпоху экономических и финансовых кризисов. Вот о чем нужно говорить.
И я считаю, что наша задача как верхней палаты парламента – поднимать эти вопросы, и задавать их Министру финансов. Именно это мы должны слышать от наших министров – глобальные задачи и решения, которые стоят перед страной.