В настоящее время нужно говорить не о правах торговых сетей, а о правах производителей. Пока что все идет к тому, что торговые наценки в торговых сетях придется ограничивать законодательно.
Сапожникова О.Г.:
- Знаете, тут готовилась наша встреча, и я вспомнила дела минувших дней, так скажем. Когда-то давно газета «Коммерсант» опубликовала список россиян, которым закрыт въезд на территорию США. Я знаю, что в этом списке было ваше имя. Как вы попали в этот список?
Лисовский С.Ф.:
- Это ошибочно. Мне не был закрыт въезд в США, хотя, в общем-то, туда не езжу.
Был там в свое время, когда занимался телевидением. Там очень мощная телевизионная индустрия. Я там был много раз, сейчас не езжу, потому что, во-первых, мне там не нравится: у американцев упрощенное понимание качества жизни, которое я не приемлю. Я российский человек и частичка той истории, которая заложена в каждом из нас. Я имею ввиду качество во всем: качество в пище, в одежде, в отношениях человеческих очень важно, в культуре. Америка - такой громадный Диснейленд , там все не настоящее. Поэтому мне там не интересно, я предпочитаю ездить в Казахстан, Таджикистан, Узбекистан, Румынию, Италию, где нахожу настоящую культуру, настоящие отношения, интересных людей. Вторая причина: ко мне очень сильное внимание американского посольства после того, как я начал заниматься сельскохозяйственной деятельностью. Я же был ярый противник американских окорочков и сейчас им являюсь.
Сапожникова О.Г.:
- Так в этом причина?
Лисовский С.Ф.:
- Конечно, у меня был случай очень интересный. Я входил в начале века, в 2000 году, в комиссию по вступлению в ВТО в качестве сельскохозяйственного предпринимателя. Меня ,как эксперта, приглашали на заседание комиссии, которое проходило в одной из европейских стран. Во время встреч меня, конечно, поражал тот цинизм и те изречения, которые я слышал от переговорщиков от ВТО, когда они говорили: «Вот вы понимаете, что у вас должны быть энергоносители по мировым ценам, у вас не должно быть поддержки села». Мы говорили: «Вы отапливаете свои птичники месяц в году, ну может быть два, а мы отапливаем девять месяцев. Вы свой фундамент кладете на песочную подушку (а в Америке вообще фундамента нет, там просто утрамбовывают пол и сверху опилки) и ставите тент брезентовый, а мы должны свой фундамент закопать на два метра, такие стены и снеговые нагрузки. Вы понимаете что у нас затраты на производство единицы площади в разы больше чем у вас?» говорят: «мы это конечно все понимаем, но вам дано политическое поручение вступить в ВТО. Вот и вступайте. Вот это вариант, который мы вам предлагаем». Ну, естественно я активно выступал против. Хорошо, разъехались, проходит несколько месяцев и у меня в эту страну заканчивается виза, а так как я в эту страну часто езжу, мой секретарь ехала в посольство с моим паспортом и тут же ей ставили визу. В этот раз говорят: «Знаете, мы не можем дать вам визу, у нас есть вопросы». В общем, проходит три месяца, а у меня мама больна и я ее два раза в год возил туда в клинику на месяц. Я пишу Послу письмо, что знаете, я готов не ездить к вам в страну, но вот можете посмотреть - я каждый год вожу свою маму в клинику. Прошу дать мне визу на три дня, чтобы я мог маму отвезти и вернуться. Мне звонят из посольства, приглашают на встречу к консулу и он говорит: «Мы к вам никаких претензий не имеем, мы прекрасно знаем, чем вы занимаетесь, что вы порядочный гражданин, но договоритесь с американцами». Причем он сказал: «Наша встреча с вами неофициальная, официально мы Вам так не ответим, но мы вас очень просим найти с ними общий язык». Вы представляете?!
Это я к тому, чтобы Вы понимали: Америка оплела весь мир своими щупальцами, и американцы считают себя хозяевами мира. Они любое оппонирование, причем логичное, (я же не лезу на их территорию, а прошу дать нам спокойно жить и развиваться) воспринимают как угрозу своей безопасности, своему глобальному владычеству. К сожалению, это пока присутствует. Но все меняется и я думаю, что Америка скоро перестанет быть сверхдержавой, она уже практически перестала ей быть, но еще по какой-то инерции мы ее будем воспринимать так. Надеюсь, лет через пять будет смешно обсуждать Америку в качестве глобального полицейского.
Сапожникова О.Г.:
- Как Вы относитесь к заявлению американцев о дефолте в августе, разные числа говорят. Действительно американский доллар может обвалиться, как Вы считаете?
Лисовский С.Ф.:
- Они приняли закон, который позволяет увеличивать долг. Представляете, что такое доллар? Это просто бумага, которую печатают на станке, причем никто из нас с вами не знает, сколько ее напечатают. Официальные цифры, которые приводятся, зная цинизм и непорядочность американских политиков, не соответствуют реалиям. Поэтому американская экономика давно в дефолте. Знаете, как банкиры шутят: «Когда у тебя маленький кредит - это твои проблемы, а когда у тебя большой кредит - это проблемы банка». Сейчас так и получилось, Америка уже стольким задолжала, что это уже проблема всего мира- ее вытащить. Но меня смущает некомпетентность и слабоволие наших политиков. Есть такой политик, помощник президента по экономике, мы с ним встретились перед кризисом, в 2007 году, у Соловьева на передаче «Субботний Вечер». Тема была как раз по экономическим вопросам, до кризиса год. Я ему говорю: «В Америке грядет кризис. Они уже давно живут в долг, потому все эти войны - Америка наживается на этих всех конфликтах. Не зря ведь, почему то об этом мы мало говорим, Америка, американские политики и граждане Америки называют Вторую Мировую «хорошей войной». . Я говорю про экономику, которая жировала, обирая всю Европу и весь мир, пользуясь нашим несчастьем: «ожирение» американской нации началось со Второй Мировой Войны. Но те времена закончились, ресурс исчерпан, сейчас остались долги, которые надо возвращать, и появились страны, которые набрали силы и готовы оппонировать. Поэтому Америке надо опять дестабилизировать мировую ситуацию, чтобы опять возникла где-то война, чтобы они опять этим воспользовались. Поэтому это постоянное их участие в конфликтах, постоянное создание напряженности, опять же, конечно, не у себя на территории, а на чужой, чтобы опять выкачивать деньги, пользуясь горем других людей». И вот мы с помощником разговаривали: « Грядет крупный кризис, Америка - это больная корова, которую на лямках весь мир держит, чтобы она не сдохла и не упала». И он говорит: «Нет, это крупнейшая, это сильнейшая экономика в Европе» Представляете? Это говорит экономический советник нашего Президента. Это было за год до кризиса, то есть нет ощущения реалий, к сожалению.
Сапожникова О.Г.:
- Я заметила, что вы очень много негативно отзываетесь о федеральных структурах. Откуда у вас столько негатива в их адрес?
Лисовский С.Ф.:
- Знаете, не то, чтобы негатив. В личном общении, они все умные и порядочные люди, но проблема-то в другом.. Важно, что они делают. Я много работаю с министерствами, защищаю интересы Кургана и сельского хозяйства, и вижу бездушие :«… Да ладно тебе, никто там не умрет, все они переживут». Знаете, есть такая пословица - «Чужую беду рукой отведу». Чужие проблемы тысяч людей, это все так… Это происходит во многом из-за того, что у чиновников нет контакта с реальной жизнью, реальными людьми. Вот если бы этот чиновник съездил бы один раз в деревню, увидел, что происходит, наверно, рассуждал бы по другому. И если бы он знал, что его могут снять с должности, да поставят нормального, который будет болеть душой, было бы тоже по иному. К сожалению, мы с вами не видим громких отставок. Вот вы слышали громкую отставку федерального чиновника за неисполнение или плохое своих обязанностей? Я не слышал, у нас все уходят по собственному желанию, по болезни, в связи с переходом на другую работу.
Сапожникова О.Г.:
- Какая-то у нас нотка пошла проблемная.
Лисовский С.Ф.:
- Хорошо то, что мы об этом говорим, потому что все меняется. Народный фронт реально всколыхнул так называемую элиту. Я не люблю это слово, потому что это не элита, это определенная группа чиновничья, которая считает, что они решают судьбы страны. И сейчас туда смогут прийти новые, свежие люди, которые действительно болеют интересами страны, и не заражены этим всеобщим цинизмом.
Сапожникова О.Г.:
- Вот заработная плата бюджетникам - это, мне кажется, одна из тем, которые уже давно нужно всколыхнуть. Вы знаете, где взять на зарплату бюджетникам?
Лисовский С.Ф.:
- Опять же, чужие проблемы решать легче всего. Понятно, у Минфина есть проблемы, хотя почему-то другие проблемы они решают быстро, а наши, к сожалению, гораздо дольше. Понятно, что денег не хватает. Вопрос в том, почему их не хватает, почему до сих пор у нас больше половины наполнения бюджета идет от нефти и газа? Наверно, вместо того, чтобы создавать стабилизационный Фонд, надо было дать дешевые деньги в экономику, чтобы за тот период докризисный, когда экономика хорошо развивалась, она смогла еще больше нарастить объемы, увеличить производство, и мы бы получали налоги с этого. Мы бы на эти деньги создали мощную инфраструктуру, мощную промышленность, которая бы кормила всю страну и питала бы бюджет, а получилось, что мы эти деньги увели из страны. Наши сельское хозяйство и промышленность живут на очень дорогих деньгах. Кредитоваться под 12-14% - это же очень много. А в кризис, когда надо было помогать селянам, банки подняли кредит – до 18-20%, когда все страны мира сделали ставку 0% . И при этом мы хотим, чтобы промышленность давала налоги. Каким образом? Получилось так, что Минфин вел себя как «Скупой Рыцарь» у Пушкина, пытаясь «денежки» сберечь. Больше того, мы потеряли на инфляции, на котировках, опять ушли на нефть и газ. Нефть и газ - ограниченные доходы, и если промышленность может давать большие перспективы в области доходов, то добыча природных ископаемых ограничена. Может быть, и сможем добычу увеличить, так у нас не купят, потому что потребление четко и понятно определено. И при этом у нас постоянно не хватает денег на бюджетников. Если такой подход будет к экономике, постоянно будет не хватать. И мы гордимся, что у нас маленький Госдолг. Извините, у Японии – два бюджета годовых долг, Германия - крупнейшая экономика мира, у них, по-моему, 70%. Они не стесняются про это говорить, потому что понимают, лучше взять в долг, развить экономику и быть сильным. Мы же стараемся не брать, отдаем деньги другим, свою промышленность не развиваем и хотим, чтобы у нас потом наполнялся бюджет не от нефти и газа. Менять надо полный подход к стратегии развития экономики и всей финансовой системы страны.
Сапожникова О.Г.:
- Долго придется менять или все-таки быстрые перемены?
Лисовский С.Ф.:
- Знаете, я разговаривал с крупнейшим германским аграрным холдингом и предлагал создать центр репродукции в Курганской области по птице. Объяснял им, что Зауралье - очень перспективный регион. Президент холдинга заинтересовался, даже приезжал в область. Спросил меня про форму государственной поддержки. Начинаю им объяснять, но когда я дохожу до процентной ставки…Сельхозпроизводитель , говорю, берет под 12,5%, около 6% государство вернет и получится под 6,5%, где-то плюс банк берет дополнительные проценты, то есть около 7% будет эффективная ставка. Еще надо 30% собственных денег вложить и залоги дать на всю сумму около 70%. Он так смотрит и говорит: «Может тебе у нас лучше начать работать?». Я на взводе, говорю: «Не понял, в каком смысле?», он отвечает: «Вообще-то мы берем под 0,35% кредит для сельхоз предприятия». Представьте, 0,35%! «От нас не требуют, чтобы мы вкладывали собственные средства, максимум 5%, а залогов мы вообще не даем. Вот мы строим предприятие - оно и является залогом». Для западного инвестора наши коварные условия непонятны, они вообще не представляют, как мы умудряемся выживать и еще развиваться, потому что изначально условия несопоставимы.
Сапожникова О.Г.:
- Ну, условия развития Зауралья вы детально изучили. Скажите вот, на ваш взгляд, какие самые серьезные проблемы у нас сегодня, ну кроме тех, может быть, которые мы уже перечислили и которые необходимо срочно решать?
Лисовский С.Ф.:
- Понятно, что надо решать социальные проблемы: это зарплата учителей и врачей, особенно учителей на селе, но я уверен, что с 1 октября зарплаты учителей на селе тоже будут подняты. Потом, это оснащение больниц и школ, особенно на селе. Сейчас программа развития фельдшерских пунктов на селе пошла, это как бы те задачи, которые решаются и надо их обязательно продолжать решать. Глобальные задачи: определиться с интервенционным зерном, потому что сейчас грядет хороший урожай в Зауралье, и надо понимать, что с ним делать. И вообще, надо не ждать каждый год, что объявят объединенные зерновые компании, а нужно понимать, минимум лет на десять вперед, почем у нас в Зауралье государство будет покупать зерно. То есть определить минимальную цену госзакупки. Нашли мы покупателя на большую цену, мы можем ему продать, не нашли- государство должно у нас зерно купить. Так делают все страны мира, особенно в тех регионах, которые очень зависимы от сельскохозяйственного производства. Мы пока к этому не пришли, и это наша задача.
У нас есть сельхоз регионы: Центральная часть, Зауралье, Алтай. Мы сейчас работаем над законом по сельскохозяйственным территориям: то есть по этим территориям должен быть другой подход к развитию, и по работе с той продукцией, которую они производят. Далее, это вопрос о железнодорожных тарифах. Мы зерно производим, но не можем его вывезти, потому что тарифы Зауралья больше чем, чем в соседних областях, попадающих под льготный тариф, если в центральную часть везти. Больше зерна вывезем, лучше продадим, бюджет наполним, будут у нас деньги и на детей, и на матерей, и на школы, и на социалку. Все это взаимосвязано, развитие экономики.
Далее: проблема оборонного заказа. В области много оборонных предприятий, мы должны получать заказ от Министерства обороны не на год, как нам предлагают (причем, заказ приходит на год в середине года, понятно, что практически у нас полугодовые контракты). Контракты должны быть, как я говорил, минимум на десять лет. То есть Министерство обороны должно сказать: «Мы у вас покупаем техники вот в таком объеме, по таким ценам, в течение десяти лет». Если эти задачи будут решаться, то тогда ,конечно, регион заживет и пойдет вверх.
И самое главное : Верните деньги регионам! Надо изменить распределение налогов, которые мы собираем в регионах. Большая часть должна оставаться у нас, меньшую часть мы должны отдавать федералам.
Сапожникова О.Г.:
- Скажите, а Вы в Зауралье считаете себя своим?
Лисовский С.Ф.:
- Я, считаю, но чтобы это не было позой, объясню, что вообще-то я себя считаю гражданином России и для меня проблемы Зауралья – личные, потому что это проблемы России. Если мы будем разделять - Зауралье, Москва, Новосибирск, Екатеринбург, у нас так и будет все «раздёргано». Мы должны себя считать единым целым, единой нацией, которая вместе должна побеждать и двигаться вперед, и, конечно, для меня дороги и важны проблемы Зауралья, и я их буду решить, как общие проблемы, потому что, решив проблемы Зауралья, решим частичку проблем России.
Сапожникова О.Г.:
- Я благодарю Вас за беседу, Вы интересный собеседник. У меня еще очень много вопросов, но я думаю, что это тема нашего следующего интервью. Я Вам желаю терпения, здоровья и чтобы у вас все удалось. Спасибо большое.