28.05.2014 |
http://www.business-gazeta.ru/article/104749/
Россия взяла курс на самообеспечение продовольствием
Если против России введут санкции, то по надоям молока мы скатимся на уровень 60-х годов
Тема продовольственной безопасности становится все более актуальной в связи с угрозами со стороны Запада. Некоторые российские специалисты рисуют страшные картины пустых полок в магазинах и даже голода. А все из-за того, что Россия по-прежнему не может выйти на высокие показатели самообеспеченности основными продуктами. Накануне корреспондент «БИЗНЕС Online» в ходе круглого стола, прошедшего в Москве, узнала, что цели до 2020 года поставлены амбициозные, однако по всем направлениям достигнуть заявленных показателей не так-то просто, например, производство молока падает из года в год.
Круглый стол, посвященный развитию АПК на 2014 - 2015 гг., состоялся в пресс-центре «Комсомольской правды» в Москве
СТАВКА НА СЕЛО
Тема продовольственной безопасности стала вновь актуальной в связи с разговорами о западных санкциях. Сможем ли прокормить себя сами, если вдруг прекратятся поставки продовольствия, а с полок магазинов исчезнут импортные товары? Этой теме был посвящен круглый стол «Развитие АПК на 2014 - 2015 гг. Продовольственная безопасность», который состоялся вчера в пресс-центре «Комсомольской правды» в Москве.
Председатель комитета Госдумы РФ по аграрным вопросам Николай Панков уверен, что тема продовольственной безопасности настолько же важна, как и оборона страны, о чем говорил и президент России Владимир Путин. Именно после его прихода, считает депутат, наступил перелом — в обществе заговорили о селе, о тех, людях, которые могут быть производителями продуктов, а значит, оказывать положительное влияние на продовольственную безопасность России. «Село — основа продовольственной безопасности России, мы за последние годы совершили гигантский рывок в этом направлении», — заявил Панков.
Кто забыл, напомним, что в 2010 году была утверждена доктрина продовольственной безопасности, то есть были определены показатели по основным продуктам — мясу, молоку, овощам, фруктам, — которые должны быть непременно отечественного производства. В общем, цель была производить 85 - 90% того или иного продукта в России. Согласно программе развития сельского хозяйства до 2020 года, удельный вес российских продовольственных товаров должен быть следующим: зерно — до 99,7%, свекловичный сахар — до 93,2%, растительное масло — до 87,7%, картофель — до 98,7%, мясо и мясопродукты — до 88,3%, молоко и молокопродукты — до 90,2%. По словам Панкова, на сегодня уже удалось выполнить продовольственную доктрину по основным продуктам питания: овощам, хлебобулочным изделиям, яйцу, почти по всем видам мяса.
Между тем, заместитель руководителя Росстата Константин Лайкам отметил, что данные его ведомства показывают неравномерное развитие отрасли: «Последние 10 - 14 лет уровень самообеспечения по зерну растет, скачки сильные, конечно, — от 96 до 93 процентов. В прошлом году почти 140 процентов уровень самообеспечения по зерну. Мясо — с 67 до 78,5 процентов. Молоко — падает уровень самообеспечения: в 2000 году это было 88, сейчас — 77,5 процентов. Картофель примерно одинаков, овощи тоже скачками». Однако и он признал, что уровень потребления населением основных продуктов питания все-таки растет за последние годы, а происходит это в том числе и за счет доктрины продовольственной безопасности: «Овощи быстро растут — с 79 килограммов в 2000 году до 109 килограмов сейчас. Фрукты, ягоды — с 32 до 61 килограммов, мясо — с 45 до 74, молоко — с 215 до почти 250 килограммов, яйца — с почти 230 до 276 килограммов, сахар — с 35 до 40 килограммов и так далее».
Экономика России в ближайшие 5 - 7 лет должна прирастать сельским хозяйством
«ПОКУПАЯ РОССИЙСКОЕ, МЫ УКРЕПЛЯЕМ ОБОРОНОСПОСОБНОСТЬ СТРАНЫ»
В то же время Панков убежден, что у России еще есть перспективы: «У нас при сегодняшнем положении дел, при 200 миллионах гектаров земли процентов 50 - 70 всего лишь обрабатывается. Есть, конечно, резерв». Кроме того, считает депутат, экономика России в ближайшие 5 - 7 лет должна прирастать именно сельским хозяйством: «Ничто не дает такую быструю отдачу в экономику, как сельское хозяйство. Пожалуйста, через месяц у тебя появляется мясо курицы, через три-четыре месяца у тебя появляется мясо свинины».
Впрочем, в отрасли не все так радужно, есть и проблемы. Панков видит их в закредитованности, в том, что зачастую министерства и ведомства попросту не интересуются проблемами на селе. Также важно, что даже отечественные продукты питания зачастую не попадают на полки магазинов, так как большинство сетей — иностранные. «Необходима защита производителей, которые выпускают качественную продукцию, но она не всегда попадает на наши рынки, — призвал депутат. — Почти все торговые сети — иностранные, и мы устали от их диктата. Поэтому нужны поправки в закон «О торговле». Необходимо менять законодательство о торговых сетях в пользу российских сельхозпроизводителей».
Панков напомнил, что российский потребитель уже давно сделал свой выбор в пользу отечественного, когда отказался от окорочков Буша: «Каждый хочет есть чистый, хороший, российский продукт. Соответственно, покупая российское, мы укрепляем обороноспособность нашей страны».
Андрей Даниленко: «На сегодня слишком сложная система дотаций на литр приводит к коррупционной составляющей. Есть длинный список вопросов, который, как мы считаем, не способствует развитию отрасли, а наоборот»
«НАДО НЕ БЛОХ ЛОВИТЬ, А ЗАНИМАТЬСЯ СТРАТЕГИЕЙ»
Первый зампредседателя комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Лисовский не столь оптимистичен в оценке продовольственной безопасности страны, но рад, что сельскохозяйственная отрасль все же выстояла лихие 90-е: «Так здорово, что мы все-таки село до конца не уничтожили». Тем не менее Россия по-прежнему зависит от западных разработок: «Большие надои у нас за счет западной генетики, — отметил Лисовский. — Если против нашей страны введут санкции, мы скатимся по надоям на уровень 60-х годов», — пояснил сенатор и добавил, что даже 60% картофеля выращивается из голландских семян. Поэтому, уверен Лисовский, «мы очень незащищены».
Сенатор подчеркнул, что, прежде всего, нужна стратегия по развитию сельского хозяйства, которой до сих пор нет: развиваем фермеров или агрохолдинги? «Мы все поставили на холдинги, а что мы видим? — задал вопрос Лисовский. — Из 10 российских холдингов в данной сфере более половины — банкроты. Судебные дела и руководители под следствием. А это холдинги, которые действуют в десятках областях нашей страны. А с фермерами так не будет, они точно все сразу не обанкротятся». Поэтому государству надо «не блох ловить, а заниматься стратегией».
Профессор Высшей школы экономики Николай Петров солидарен с «Союзмолоко» в том, что проблема господдержки кроется в ее сути: «Главное — это проблема, как всегда. Рыба или удочка? Дать денег, чтобы поддержать товаропроизводителя в аграрном секторе, или дать денег на то, чтобы заработали лучше какие-то механизмы?» Поэтому, по его мнению, важно, чтобы господдержка стала инвестицией в будущее, а не компенсацией нынешних проблем.
Более того, Петров призвал поддерживать всех, тем более мелких фермеров и производителей: «Они значительная часть страны. Их жизнь — это не только решение задачи производства продовольствия, а это жизнь очень значительной части страны».
Россия способна увеличить объем производства молока в четыре раза
ОТ ЭКСПОРТЕРА УШЛИ В ИМПОРТЕРЫ МОЛОКА
Председатель правления Национального союза производителей молока («Союзмолоко») Андрей Даниленко ратует за развитие молочной отрасли, которая, как заявил в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Лайкам, отстает по обеспеченности от показателей других продуктов. «С советского периода мы ушли от крупнейшего экспортера молочной продукции в мире на позицию — наперегонки с Китаем — крупнейшего импортера молочной продукции», — сделал неутешительный вывод Даниленко.
Тем более, по его мнению, молочная отрасль — самая сложная в продовольственном секторе. «Есть определенная категория продуктов, которые если ты не произвел у себя, то ты их просто не привезешь вообще», — отметил он и добавил, что на Дальний Восток, например, свежий кефир из Дании или даже Белоруссии не довезти.
Между тем, по данным «Союзмолоко», производственная себестоимость литра молока в России ниже, чем в США и Евросоюзе. «Но когда мы с вами начинаем считать разрешение на строительство, подключение к газу, подключение к электроэнергии, всю разрешительную систему, потом мы конкурируем со странами, где они получают кредитные ресурсы на 15, 20 и 25 лет под совершенно другие ставки, — констатировал Даниленко. — Когда мы начинаем смотреть всю эту составляющую, то и возникает вопрос себестоимости. Вопрос не в производственной себестоимости, а вопрос во всех остальных сопутствующих позициях». Тем более, по его словам, в молочной отрасли длинная окупаемость, в отличие от птицеводства, например. «Ферму строят для внуков», — вставил он профессиональную шутку.
Однако Даниленко признал, что госпрограмма дала хорошие результаты по многим направлениям, кроме молока, где «мы как падали в объеме производства, так и продолжаем падать». Впрочем, есть и позитивные сдвиги, но пока лишь в виде поручения председателя правительства РФ Дмитрия Медведева разработать подпрограмму по молочной отрасли. «Мы надеемся, что, написав от начала до конца программу с экономическими расчетами и с аналитикой за последние несколько лет, мы сможем аргументированно убедить минсельхоз, минэк, финфин, а самое главное — правительство — в том, что надо изменить подход к молочному животноводству и к молочной отрасли в целом», — рассказал Даниленко корреспонденту «БИЗНЕС Online».
Программу пишет не только отраслевой союз — подключились минфин, минэкономразвития, Россельхознадзор. Уже в середине июня документ представят для публичных обсуждений. «Наша первая задача — остановить падение. Расчетным путем мы обеспечиваем три сценария: если объем финансирования будет такой же, это один сценарий, если мы хотим достичь к 2020 году обеспеченности, то сколько реально денег нужно, — продолжил Даниленко. — Правительству надо принимать решение. На всякий случай мы правительству подготовим усредненный вариант, то есть не только остановить падение, но и установить темпы роста, но самообеспеченность будет не к 2020 году, а к 2025 - 2030».
Однако сейчас у «Союзмолока» остается много вопросов к минсельхозу. «Первое — не рассматриваются новые инвесткредиты, новые инвестиционные экономически значимые региональные программы, — рассказал Даниленко. — На сегодня слишком сложная система дотаций на литр приводит к коррупционной составляющей. Есть длинный список вопросов, который, как мы считаем, не способствует развитию отрасли, а наоборот». Вот именно по этой причине «Союзмолоко» и выступило с идеей написать подпрограмму специально для молочной отрасли, и, что главное, его услышали.
khleb.jpg
Некоторые эксперты рисуют страшные картины пустых полок в магазинах из-за того, что Россия по-прежнему не может выйти на высокие показатели самообеспеченности основными продуктами
«Продолжающее падение производства показывает, что лекарство, выписанное пациенту, не срабатывает, — образно обрисовал ситуацию Даниленко и предложил радикальную меру: «Соответственно, надо сменить лекарство или лечащего врача». В то же время он уверен, что Россия способна увеличить объем производства молока в четыре раза. Но для этого нужна более четкая настройка программы поддержки — всех одинаково поддерживать не надо. «Нам нужна стратегия, притом конкретно по отраслям, выверенная с четкими расчетами. Продовольственная безопасность не должна быть вещью, национальной гордостью, это реально безопасность населения с точки зрения качества, объемов и наличия продуктов», — сделал вывод Даниленко.
Назад