16.06.2014 |
http://unctad.org/en/conferences/publicsymposium/2014/pages/home.aspx
Тезисы к выступлению члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.Ф. Лисовского на Общественном симпозиуме Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) Женева 18 июня 2014 г.
на тему: Улучшение экономического порядка для равного и устойчивого развития на период пост-2015 года
Круглый стол 1: «Макроэкономическая сфера неравенства»
г. Женева 18 июня 2014 г.
Уважаемые участники симпозиума, члены международных организаций и правительств, коллеги!
Мое имя Сергей Лисовский. Представляю Совет Федерации, верхнюю палату парламента Российской Федерации, Первый заместитель Председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию.
Одновременно - посланник в палате Курганского региона нашей страны, который находится сразу за Уралом и часто называется « воротами Сибири».
Эти обозначенные мною статусные позиции и диктуют, в первую очередь, содержание моего доклада в год пятидесятилетия ЮНКТАД, с юбилеем которой я всех еще раз поздравляю.
Также благодарю организаторов симпозиума за формулировку темы нашего круглого стола. Она в высшей степени актуальна. Принятые в настоящее время стандарты и принципы макрорегулирования как в мировом, так и страновом масштабах часто стимулируют неравенство в торговом и производственном обмене. А это неравенство, в свою очередь, сказывается на неравенстве в доходах граждан . При этом уважаемому собранию хорошо известно, что указанные стандарты и принципы многими оцениваются как единственно возможные для эффективной экономики, а пафос многих документов ООН и, особенно ЮНКТАД, в защиту равенства - идеалистическими.
Но ЮНКТАД, хотелось бы, должна оставаться верной поднятому 50-лет назад знамени справедливости в торговле и развитии. Именно в этом ключе, представляется, и должен вестись сегодняшний разговор.
В России в целом предпринимаются усилия по сохранению ряда гарантий обеспечения доходов в условиях мировой макроэкономической нестабильности.
Президент РФ неоднократно подчеркивал, что несмотря ни на какие колебания мировой экономической и финансовой коньюктуры , никаких сокращений социальных обязательств страны перед гражданами не будет. Более того, обещанный им до 2018 год их рост должен быть обязательно обеспечен Правительством. Некоторые его члены,за проволочку в исполнении соответствующих указов, уже были отстранены от должности.
По параметру сохранения соцобязательств в нынешних условиях, а также невысокому уровню зарегистрированной безработицы, Россия выгодно отличается от многих стран Европы.
С 2010 года, после кризисного 2008 года, регулярно повышался МРОТ. В 2013 году его размер составил 5205 рублей. С 1 января 2014 года он составил 5554 рубля.
Реализуется программа по повышению оплаты труда отдельных категорий работников бюджетного сектора с тем, чтобы уровень их заработной платы был не ниже средней заработной платы по региону (преподаватели образовательных учреждений, врачи и медицинские работники, социальные работники, работники учреждений культуры).
В целях обеспечения социальной справедливости законодательно ограничены выплаты так называемых «золотых парашютов» менеджерам при увольнении.
Однако признаемся, что некоторый рост доходов населения в 2000-е годы не сопровождался снижением уровня их дифференциации. Более того, наблюдалась тенденция к росту дифференциации доходов с 13,9 раз в 2000 году до 16,7 раз в 2007 году. Сейчас он немного снизился, но составляет высокие до 16,2 раз в целом по стране.
Конкретно в регионе, который я представляю в палате, доходы наиболее обеспеченных групп населения в 13 раз превышают доходы наименее обеспеченной группы населения, хотя еще в 2009 году они составляли цифру 8.
Эти данные могут служит отправной точкой для объяснения этого тревожного сложившегося положения именно причинами макроэкономического порядка.
Курганская область - аграрный регион. По производству сельхозпродукции, т. е товара, который ЮНКТАД всегда считал ключевым для всех своих анализов, на душу населения занимает одно из ведущих мест в стране. Однако макроэкономические условия хозяйствования, в том числе тесно связанные с международным рынком таковы, что не способствуют ни выживанию сельхозпроизводителя, ни достойным доходам сельского населения.
После вступления в ВТО ситуация обострилась. Страны ЕС имеют высокий уровень субсидирования своей сельхозпродукции.
В условиях ВТО снижение пошлин на ввозимую агропродукцию за переходный период почти на 5 процентных пунктов приводит к сокращению цен импортной агропродукции как минимум на 5%., что вызывает, при равном качестве, в условиях конкуренции с ввозом, снижение выручки отечественной сельхозпродукции примерно на 5 процентных пунктов. При низкой рентабельности отечественных сельскохозяйственных организаций это означает потерю до 50% их прибыли.
Связанная с мировыми условиями ставки на отечественные кредиты не позволяют привлекать инвестиции из-за низкой гарантии возвратной доходности.
Во многом отсюда , внешняя торговля Российской Федерации характеризуется отрицательным сальдо российского торгового баланса по сельскохозяйственной продукции и продовольствию.
Кроме того, необходимо учесть и такой фактор, как цены на средства производства, производимые в Российской Федерации. Правительство ежегодно поднимает эти цены на 15—25%, а они тянут за собой практически всю ценовую цепочку, в особенности, цены на средства производства для сельского хозяйства.
Получается, что в нынешней экономической политике заложен запредельный дисбаланс между государственной поддержкой сельского хозяйства и масштабами «перекачки», представляющий собой грубое нарушение объективных законов воспроизводственного процесса в экономике, ставящий российское крестьянство на грань выживания.
Подчеркну, что российское правительство в последние годы стремится уделить внимание АПК, а значит обеспечению населения доступными и качественными продуктами питания.
Но, мировые условия, не позволяют ему добиться существенного прогресса.
Достигнуть его, а значит обеспечить доходы широких масс населения, можно только через систему и механизм государственного регулирования, оптимизацию воспроизводственных пропорций развития сельского хозяйства, прежде всего через бюджетную поддержку аграрных цен, систему льготного налогообложения и субсидии.
Насколько мне известно, подобные дисбалансы характерны и для многих других стран.
Отсюда считаю необходимым подчеркнуть, что мировому сообществу, и ЮНКТАД в частности, необходимо вернуться к рассмотрению воспроизводственного процесса как системы балансов, которая во многом противоречит нынешнему макроэкономическому мэйнстриму.
Это, в свою очередь, должно привести к пересмотру показателей мировой статистики, которая бы учитывала всю цепочку промежуточного характера условий хозяйствования, прежде всего в АПК, а не только конечных итогов, стоящих часто на страже макроэкономического неравенства.
Спасибо.
Назад