18.06.2014
Выступление Лисовского С.Ф. на Пленарном Заседании № 356 Совета Федерации 18 июня 2014 г.
Выступление Лисовского С.Ф. на Пленарном Заседании № 356 Совета Федерации 18 июня 2014 г.
по Федеральному закону «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты
Российской Федерации», принятому Государственной Думой
10 июня 2014 года
Проект названного Федерального закона внесен Правительством Российской Федерации 5 февраля 2014 года с наименованием «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности».
Федеральный закон направлен на усовершенствование действующего порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в целях максимальной прозрачности и понятности, обеспечения равного доступа к земельным ресурсам для всех инвесторов и иных лиц, сокращения избыточных согласований.
Положения, содержащиеся в Федеральном законе, позволяют устранить пробелы и противоречия действующего законодательства, касающиеся вопросов предоставления земельных участков, создать необходимые условия для эффективной работы органов государственной власти и местного самоуправления, устранить излишние административные барьеры при взаимодействии с лицами, заинтересованными в предоставлении земельных участков, а также будут способствовать реализации инвестиционных проектов, в том числе в сфере жилищного и иных видов строительства.
В частности, Федеральным законом:
исключается возможность предоставления земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объектов;
предусматривается возможность образования земельных участков по инициативе заинтересованных лиц путем подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, за исключением случаев, когда земельный участок находится в границах городов федерального значения или населенных пунктов;
устанавливается обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления выставлять на торги свободные земельные участки (кроме зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, ограниченных в обороте и т.п.) на основании заявлений граждан и юридических лиц и по начальной цене равной кадастровой стоимости земельного участка;
определяются правила использования земель на основании разрешения для целей проведения инженерных изысканий, при строительстве временных сооружений, для геологического изучения недр, в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока;
устанавливаются правила обмена земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности;
определяются правила установления сервитута, а также правила перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Уточняются и унифицируются положения Земельного кодекса Российской Федерации и иных законодательных актов о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе: случаи продажи и предоставления в аренду земельных участков без проведения торгов; случаи бесплатного предоставления земельных участков, включая установление непосредственно в Земельном кодексе Российской Федерации возможности приобретения гражданами, имеющими первоочередное или внеочередное право на предоставление земельных участков, получить такие земельные участки без проведения торгов.
Правовым последствием вступления Федерального закона в силу явится ликвидация существующих правовых пробелов в земельном законодательстве, уточнение и упрощение порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, что приведёт к увеличению гражданско-правового оборота земельных участков и большей защищенности граждан и юридических лиц при его осуществлении.
Вместе с тем, в заключении Правового управления указывается на то, что в Федеральном законе недостаточно четко определен порядок исчисления платы за сервитут. Так, согласно пункту 21 статьи 1 Федерального закона плата за сервитут устанавливается в размере, равном ставке земельного налога, рассчитанном пропорционально площади зданий, сооружений или помещений в них, находящихся на праве оперативного управления. Вместе с тем, согласно Налоговому кодексу Российской Федерации ставка земельного налога устанавливается в процентах от кадастровой стоимости земельного участка (статьи 390 и 394). Таким образом, размер платы за сервитут не может определяться как ставка земельного налога.
Комитет поддерживал концепцию законопроекта. Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, Комитет Совета Федерации по экономической политике, Комитет Совета Федерации по социальной политике предлагают одобрить данный Федеральный закон
В целом заключение Правового управления положительное.
Комитет на своем заседании рассмотрел Федеральный закон с участием официального представителя Правительства Российской Федерации и принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить данный Федеральный закон.
Назад