Европа понимает, Америка, особенно, понимает только "дашь-на-дашь". Они нас не слышат до тех пор, пока мы не заставим слышать. Сейчас мы сделали первый шаг, я считаю, что Владимир Владимирович нам подарил несколько лет жизни, вот всем россиянам.
В ответ на санкции, введенные против России, в целях быстрейшего и эффективного импортозамещения иностранной сельхозпродукции на продукцию отечественных производителей, мною подготовлены предложения о внесении изменений в статьи Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Первый пакет изменений касается предложения ввести региональный контроль закона о торговле, установить долю отечественного производителя в обороте торговых сетей и обязательность предоставления ими сведений в торговый реестр.
Проект федерального закона предусматривает предоставление полномочий по осуществлению регионального контроля, предоставление органам государственной власти субъектов РФ права устанавливать минимально допустимую долю товаров российского производства в обороте хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность с помощью торговой сети.
Кроме того, проект устанавливает обязательность требований по предоставлению информации хозяйствующими субъектами, для внесения в торговый реестр.
Федеральный закон № 381-ФЗ устанавливает целый ряд полномочий субъектов РФ в сфере торговой деятельности, в частности, установление нормативов обеспечения торговыми объектами, регулирования порядка проведения ярмарок, ведение торгового реестра и др. Однако, полномочий по осуществлению контроля в этой сфере указанных полномочий у субъектов РФ нет, что отражается на эффективности их реализации. В связи с этим целесообразно включить полномочие по проведению регионального контроля в области торговли, в отношении тех функций, осуществление которых относится к правам субъектов РФ.
В связи с принятием Указа от 6.08.2014 №560, пп. «д» п.2 которого который предусматривает принятие комплекса мер, направленных на увеличение предложения отечественных товаров, целесообразно для снижения доли иностранных поставщиков в обороте торговых сетей предоставить субъекту РФ полномочия по установлению минимальной доли товаров российского производителя в обороте торговых сетей.
Поскольку субъект РФ обязан вести торговый реестр, а хозяйствующие субъекты не обязаны предоставлять ему информацию, которая подлежит обязательному включению в торговый реестр, возникает невозможность в отдельных случаях осуществить полномочия по ведению торгового реестра, неполнота предоставляемых сведений. Ответственность за непредставление сведений хозяйствующими субъектами также не установлена. В связи с изложенным необходимо обязать хозяйствующие субъекты предоставлять необходимую информацию, порядок представления которой определен соответствующим федеральным органом исполнительной власти, а также установить административную ответственность для хозяйствующих субъектов за непредставление информации в торговый реестр, возложив осуществление производства об административных правонарушениях данной категории на антимонопольный орган.
Второй Законопроект направлен на запрет прямых закупок организациями, осуществляющими торговую деятельность посредством организации торговой сети или их аффилированными лицами, у поставщика, который является иностранным лицом, и установление административного штрафа за нарушение такого запрета.
Указанная практика существует несмотря на повышенные (в сравнении с приобретением товаров у отечественного поставщика) издержки торговых сетей на доставку товаров из-за рубежа и на таможенное оформление, которые являются функциями, не свойственными их основному бизнесу – розничной торговле продовольственными товарами. Эта практика приводит к ограничению участия российских товаропроизводителей в доступе их продукции к реализации потребителю через федеральные торговые сети.
Практика заключения договоров с иностранным поставщиком позволяет торговым сетям обходить ограничения, которые предъявляются к договору поставки ст.9 Федерального закона № 381-ФЗ. Поскольку одна из сторон договора в таком случае является иностранной организацией, к такому договору применимы положения глав 66-68 ГК (международное частное право). Статья 1210 ГК позволяет сторонам договора самим выбрать право той страны, которое будет регулировать права и обязанности сторон по договору. Если же такое право прямо в договоре не выбрано, то в силу пп.1 п.2 ст.1211 ГК будет применяться право страны продавца (которым в рассматриваемом случае будет являться иностранный поставщик-производитель товаров). Иностранным правом ограничения на взимание бонусов и оплату услуг по продвижению товаров аналогично ст.9 закона № 381-ФЗ не установлены, поэтому торговые сети предпочитают иностранных поставщиков отечественным.
Согласно ст. 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» участие российских лиц во внешнеторговой деятельности может быть ограничено указанным федеральным законом и другими федеральными законами. В связи с этим, представляется целесообразным запретить хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность посредством организации торговой сети заключать с иностранным поставщиком договоры, предусматривающие поставку товаров, что позволит отечественным производителям занять рыночную нишу, которую занимают иностранные поставщики лишь на том основании, что право их страны по сравнению с российским не предусматривает ограничение на оплату бонусов и услуг, направленных на продвижение товаров.