У нас не может существовать Илон Маск, потому что его компания 10 лет была убыточна, на нем не раз ставили крест, но сейчас это одна из крупнейших компаний в мире. А у нас даже небольшую компанию, если она два квартала подряд показывает убыток, что в бизнесе нормально, тут же затаскает налоговая, превратив владельцев в преступников…
Обещанное правительством субсидирование 15% от стоимости банковского кредита, по идее, должно было хоть немного развеять аграрную грусть. Но праздника не вышло. На деле оказалось, что субсидирование коснется только долгосрочных кредитов, деньги есть далеко не у всех банков, а к любому заемщику банкиры теперь подходят с микроскопом.
«Сейчас меня волнует только один вопрос: где брать средства на посевную? – поделился печалью с журналистами «Российской газеты» генеральный директор СПК "Пионер" из Нехаевского района Волгоградской области Михаил Клюшников.
– У нас была открыта кредитная линия. Пять миллионов мы получили, а остальные десять банк не выдает, несмотря на то что они были зарезервированы.
Я понимаю, что сейчас кризис, но нам эти деньги ох как нужны».
Глава свердловского Союза производителей и переработчиков картофеля и овощей Виталий Дунин говорит, что его АПК «Белореченский» еще в ноябре подал заявку на кредит, но рассматривать ее банк начал лишь две недели назад.
Банки не торопятся давать кредиты среднеуральским аграриям, что может затормозить посевную. Об этом напрямую заявил на антикризисном совещании у губернатора Свердловской области глава регионального минсельхоза Михаил Копыто.
А первый зампред комитета Совфеда по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Лисовский был предельно откровенен с Национальной службой новостей:
«Мы даже не знаем, как выйдем на посевную в Курганской области.
У крестьян нет денег на покупку семян и удобрений, горючего, нет денег на ремонт техники. Мы можем столкнуться со снижением объемов производства».
И такая ситуация — по всей стране. В агарном сообществе, похоже, нарастает тихая паника.
Растениеводам добавляет головной боли введенные экспортные пошлины на зерно. Цена на внутреннем рынке продолжает оставаться малопривлекательной для продавцов, зато продавцы удобрений, семян и денег ни в чем себе не отказывают.
«Кредиты не то что сложно получить – их вообще не дают, даже те, которые уже были одобрены,
– говорит председатель Ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств Волгоградской области Александр Егоров. – При этом ставки – 30–32 процента, это очень много. Процентная ставка по краткосрочным кредитам пока не субсидируется. Сейчас конец января, февраль пролетит очень быстро, а платежи за запчасти и подготовку техники нужно сделать до 10 марта. Сев в южных районах начинается уже в конце марта. По мере сил мы готовимся, но ситуация очень тревожная».
А денег как не было, так и нет. В профессиональном сообществе аграриев уже пошли разговоры о том, чтобы вернуться к славной практике работы с частными инвесторами.
Об этом, в частности, говорит глава Ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств Ростовской области Александр Родин. Он считает, что ссужать деньги крестьянам сейчас не такое уж бессмысленное занятие. Это может быть выгоднее, чем держать сбережения на депозитах — ставки нынче не поспевают за реальными темпами инфляции. А привлекательность сектора продовольствия в такие времена растет получше некоторых «телекомов».
Массовый уход аграриев в «серое» кредитование вряд ли обрадует банкиров. Но что поделать — сами виноваты.
«В 1991-ом фермеры получали кредиты под 0,75 процента годовых. Правда, в следующие годы стала резко расти инфляция, но все равно кредиты для аграриев стоили не более восьми процентов, куда ниже рыночных ставок, – вспоминает глава ассоциации фермеров.– Работала система гарантийных фондов для фермеров, которая позволяла банкам нивелировать риск невозврата кредита».
Неплохо было бы вернуться к этой практике, считает Родин.
Но пока об этом можно только мечтать. Дождаться бы снижения ключевой ставки, говорят аграрии. А там, глядишь – и программа государственного субсидирования расширится, и деньги потекут в сельскохозяйственный сектор долгожданным, живительным ручейком.
Если, конечно, к тому времени там еще будет что поливать.