Весной в Госдуму может быть внесен проект закона, который будет способствовать исключению офшорных схем закупок продуктов торговыми сетями и стимулировать их на закупки у отечественных производителей. Об этом РБК рассказал один из участников группы по разработке законопроекта сенатор Сергей Лисовский. В группу разработчиков проекта входят члены Совета Федерации и депутаты Государственной думы.
«На сегодняшний день существует ситуация, когда торговые сети в основном через офшорные компании покупают продовольствие за рубежом. В результате российский производитель полностью выпадает из этой цепочки и не появляется, как бы он ни был близок к магазину, какой бы у него ни был качественный товар», – объяснил Лисовский. Мы прорабатываем правовой механизм, который будет стимулировать сети покупать, когда есть сезонный российский товар достойного качества, именно этот товар. В то время когда у нас по сезонным причинам нет этого товара, конечно, его надо закупать. Но закупать его надо у конкретного прямого производителя и не через офшорные схемы. В этом суть законопроекта», – пояснил сенатор, добавив, что конкретные механизмы, воплощения этих замыслов сейчас прорабатываются.
Лисовский уточнил, что инициатива не касается оптовых поставщиков. «Оптовые поставщики останутся – это отдельная область, они существуют во всем мире, – разъяснил Лисовский. – А когда сеть покупает формально не сама, а фактически сама, но по офшорным схемам, завышая стоимость закупки и совершая много-много других вещей, – вот это мы хотим исключить. Мы действуем в рамках тех изменений в отношении офшорных компаний, которые происходят в стране», – уточнил сенатор.
По мнению исполнительного директора Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Андрея Карпова, инициатива может привести к подорожанию продуктов. «Если торговым сетям запретят напрямую покупать продукцию за границей, то она подорожает, потому что появится дополнительный посредник, который будет закупать товары за границей и накручивать свою комиссию», – объяснил Карпов.
«Что касается закупок сезонных отечественных товаров, то сети и рады бы закупать, только особенно не у кого. После введения продуктового эмбарго доля отечественных товаров выросла на прилавках на 5–10%, в зависимости от вида товара, – уточнил он. – Отечественной продукции производят столько, сколько мы видим на прилавках, нужно просто стимулировать производителей увеличивать производство. Этого вряд ли можно достичь, заставляя сети закупать только отечественную продукцию».
Карпов также считает, что инициатива Лисовского сама по себе уже неактуальна: разница курсов и без нее создала барьеры для доступа импортной продукции на прилавок.