Совершенно ясно, платежеспособный спрос населения поддерживать надо. Делать это можно путем развития производства, создания рабочих мест, производя хорошую продукцию, выгодно ее реализовывая, выплачивая достойную зарплату.
Представители семи зарубежных стран, 12 регионов России – всего более 150 участников - встретились сегодня в Великом Новгороде на 6-ом международном форуме «Продовольственная безопасность». Возглавил встречу полпред президента в Северо-Западном округе Владимир Булавин.
«Вопросы продовольственной безопасности стали особенно актуальны в свете возникших экономических сложностей, связанных с необходимостью импортозамещения. При этом необходимо не только увеличить объемы производства, но и следить, чтобы качество его было не хуже того, что привозится из-за рубежа», - отметил в своем докладе Владимир Булавин, полномочный представитель президента России в Северо-Западном федеральном округе.
Впрочем, и по объемам собственного производства продовольствия еще есть, к чему стремиться. Критерии «продовольственной безопасности» России несколько лет назад были определены в специальной доктрине. По ней, чтобы иметь независимость от пищевого импорта, необходимо производить не менее 95 процентов своего зерна и картофеля, не ниже 90 процентов молока, более 85 процентов всего продаваемого мяса. Но пока тот же Северо-Запад не может похвастаться и половиной этих объемов.
«Конечно, в разных регионах эти показатели будут разные. Все зависит от агроклимата, качества почв. Мы понимаем, что Северо-Запад не станет житницей России. Но есть возможность увеличить долю традиционного продовольствия местных производителей на нашем рынке», - уверен Владимир Булавин.
Введение санкций открыло не только простор для местного сельхозпроизводителя. Но и обострило немало проблем на рынке производства продуктов питания. Рост цен – это только верхушка айсберга. Под ними кроются возросшие затраты из-за девальвации рубля, невозможность взять краткосрочные кредиты и многое другое. Сельхозпроизводители также жалуются на дороговизну железнодорожных перевозок. Да и обычная дорожная логистика, считают специалисты, в России пока не на должном уровне.
«Во всем мире уже разрешенный тоннаж 36 тонн. У нас – 25. Почему – потому что нагрузка на ось, дороги не выдерживают. И с таким ожесточением «гаишники», так называемые, реагируют на большегруз. У них аж азарт появляется – сразу на обочину и проверять», - рассказывает Сергей Лисовский, первый зам. председателя комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию.
Изменить ситуацию, считает Сергей Лисовский, может предложенный недавно закон о торговом регулировании. Он поможет снизить цены на наши продукты питания в среднем на 5 процентов. Своим опытом поделились и иностранные коллеги из ООН.
«Мы в этом году наблюдали рост цен на продовольствие. А в прошлом году были серьезные колебания цен на зерно и нефть. Сейчас период затишья, и государства имеют возможность подготовиться к следующему периоду колебаний», - отметил Пер Пинструп-Андерсен, председатель руководящего комитета Группы экспертов высокого уровня FAO ООН.