Мы потеряли то хорошее, - и в социальном, и в духовном плане, - что было в Советском Союзе. Более того, не просто потеряли, а это все сознательно уничтожалось, поскольку противоречило тому самому обществу потребления, которое у нас хотели создать.
Представители семи зарубежных стран, 12 регионов России – всего более 150 участников - встретились сегодня в Великом Новгороде на 6-ом международном форуме «Продовольственная безопасность». Возглавил встречу полпред президента в Северо-Западном округе Владимир Булавин.
«Вопросы продовольственной безопасности стали особенно актуальны в свете возникших экономических сложностей, связанных с необходимостью импортозамещения. При этом необходимо не только увеличить объемы производства, но и следить, чтобы качество его было не хуже того, что привозится из-за рубежа», - отметил в своем докладе Владимир Булавин, полномочный представитель президента России в Северо-Западном федеральном округе.
Впрочем, и по объемам собственного производства продовольствия еще есть, к чему стремиться. Критерии «продовольственной безопасности» России несколько лет назад были определены в специальной доктрине. По ней, чтобы иметь независимость от пищевого импорта, необходимо производить не менее 95 процентов своего зерна и картофеля, не ниже 90 процентов молока, более 85 процентов всего продаваемого мяса. Но пока тот же Северо-Запад не может похвастаться и половиной этих объемов.
«Конечно, в разных регионах эти показатели будут разные. Все зависит от агроклимата, качества почв. Мы понимаем, что Северо-Запад не станет житницей России. Но есть возможность увеличить долю традиционного продовольствия местных производителей на нашем рынке», - уверен Владимир Булавин.
Введение санкций открыло не только простор для местного сельхозпроизводителя. Но и обострило немало проблем на рынке производства продуктов питания. Рост цен – это только верхушка айсберга. Под ними кроются возросшие затраты из-за девальвации рубля, невозможность взять краткосрочные кредиты и многое другое. Сельхозпроизводители также жалуются на дороговизну железнодорожных перевозок. Да и обычная дорожная логистика, считают специалисты, в России пока не на должном уровне.
«Во всем мире уже разрешенный тоннаж 36 тонн. У нас – 25. Почему – потому что нагрузка на ось, дороги не выдерживают. И с таким ожесточением «гаишники», так называемые, реагируют на большегруз. У них аж азарт появляется – сразу на обочину и проверять», - рассказывает Сергей Лисовский, первый зам. председателя комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию.
Изменить ситуацию, считает Сергей Лисовский, может предложенный недавно закон о торговом регулировании. Он поможет снизить цены на наши продукты питания в среднем на 5 процентов. Своим опытом поделились и иностранные коллеги из ООН.
«Мы в этом году наблюдали рост цен на продовольствие. А в прошлом году были серьезные колебания цен на зерно и нефть. Сейчас период затишья, и государства имеют возможность подготовиться к следующему периоду колебаний», - отметил Пер Пинструп-Андерсен, председатель руководящего комитета Группы экспертов высокого уровня FAO ООН.