6 августа 2014 года Владимир Путин подписал указ «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности РФ», которым вводились ответные действия России на иностранные санкции. Они коснулись США, стран Евросоюза, Канады, Норвегии и Австралии.
По мнению первого заместителя председателя комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергея Лисовского, контрсанкции способствовали развитию многих отраслей сельского хозяйства:
«Это действительно дало толчок к развитию таких отраслей, которые у нас были запущены: овощеводство, плодово-ягодное производство. В то же время если посмотреть на мясную группу, то мы полностью насыщаем свой рынок, но произошло снижение потребления мяса. Если бы мы не ввели санкции, то у нас был бы сейчас коллапс на мясном рынке, потому что был бы большой импорт. Было бы перенасыщение рынка, этого не произошло.
Даже в случае отмены санкций такого безудержного и неадекватного открытия продовольственного рынка не будет.
Эта ситуация показала, насколько опасно открывать продовольственный рынок. Они для нас свой рынок не открывают. Были найдены различные методы правовые и юридические, чтобы не пускать нас на продовольственный рынок той же Европы».
Между тем 20 августа 2014 года и 22 июня 2015 года список попавших под эмбарго продуктов корректировался: из него исключили специализированную безлактозную молочную продукцию, мальков лосося и форели, молоди устриц и мидий. После того, как 22 июня 2015 года страны ЕС продлили санкции в отношении России, 24 июня Владимир Путин подписал указ, согласно которому действие продуктового эмбарго было продлено еще на год, начиная с 6 августа 2015 года.