Вот парадный подъезд. По торжественным дням...
Николай Некрасов

АРХИВ

08.12.2015 | http://regions.ru/news/2567466/
Сергей Лисовский: Чиновники не виноваты – тендер виноват!
Комментарий к статье Жулики живут и здравствуют, а у добросовестных производителей проблемы: парламентарии о госзакупках
В свое время действовал пресловутый 94 закон, который определял правила госзакупок. Он совершенно не работал – Минэкономразвития, которое его 10 лет пробивало, в конце концов, само признало его ошибочным. Сейчас действует другая система, но и она не работает! 

Одна из наших бед в том, что мы, борясь с одним жуликом, реально угнетаем тысячи добросовестных производителей, поставщиков. То есть получается, что задача нашего законодательства не поддержать добросовестных участников рынка, а не пропустить жуликов. 

Однако выходит, что жулики живут и здравствуют, так жуликами и оставаясь, а у добросовестных производителей - проблемы. Понятно также, что если чиновник хочет обойти закон, а он профессионал в этом смысле плюс еще имеет разные юридические возможности, он всегда обыграет хорошего поставщика – это по определению. Но самое главное, закупки невозможно сделать системно честными. Они могут быть честными, если у чиновника будет личная ответственность за ту или иную закупку. 

Вообще вся проводимая борьба с коррупцией приводит к тому, что коррупционеры очень хорошо себя чувствуют - для них создано прекрасное поле деятельности. Сейчас чиновник на любое обвинение может прикрыться процедурой проведения тендерных аукционов, где он ни за что не отвечает. В Советском Союзе конкретный руководитель отвечал за закупку. Он знал, что, к примеру, если купит стулья в два раза дороже, ему придется объяснять, куда делись деньги. И объяснения, как сегодня, типа "я заполнил 25 анкет, у меня произошло 5 совещаний и 2 тендера", естественно, не принимались. 

Сегодня же чиновники придумали замечательное "прикрытие": появилась "независимая" система, которая оправдывает любую закупку и при этом полностью снимает с них ответственность. Поэтому нужно отменять все эти тендеры. Хотя чиновник сам лично может его провести: например, хочет какая-то область что-то построить – вот и пусть губернатор сам придумывает тендер, сам его проводит, а в случае кражи денег пусть идет в тюрьму. Поверьте, после этого ни один губернатор ничего такого делать не будет. Ну, может быть, найдется парочка, которая в результате сядет, и все! А сейчас получается, что виноватых-то нет – тендер виноват! 

Отсюда вытекает следующее: не доверяя людям, мы тем самым убили ответственность людей за их собственные поступки. Надо доверять людям, чиновникам, которых мы ставим на места, естественно, спрашивая с них и наказывая. Действительно, априори каждый водитель – убийца, но это не значит, что к каждому водителю надо приставлять смотрящего, который будет за ним наблюдать. А мы примерно так хотим с госзакупками сделать. 

Вторая проблема – публикации по тендерам должны быть в открытом доступе. Сейчас возможное участие в них настолько закамуфлировано, что человек, не обладающий иезуитской практикой чиновничьего люда, элементарно не может понять, где же ему искать концы. Поэтому надо открыто публиковать цены закупок, и никакой коммерческой тайны, как некоторые утверждают, в этом нет. Все оптовики прекрасно знают, кто и как торгует. Мы же стоимость прячем, в результате закупки происходят по ценам, гораздо выше рыночных! 

Еще раз: так называемая "систематизация" априори построена на недоверии к людям. Та же самая система ЕГЭ создана на недоверии к учителям, которые ставят оценки. В итоге снизилось качество образования и ответственность учителей, потому что они, получается, теперь при ЕГЭ ни за что не отвечают. 

Вообще стремление все систематизировать, придумывать автономную систему человеческой жизни, которая будет регулировать честно и объективно все сферы нашей деятельности, пустое – это невозможно. Такое под силу только Господу Богу! Все остальное – это придумки людей, которые также субъективны, как и субъективны все процессы, которые мы хотим автоматизировать и сделать независимыми от субъективного человеческого фактора. 

Хочу привести пример: когда в Минфине начинаешь спрашивать, почему такому-то региону денег дали больше, чем Курганской области, хотя объективно должно быть наоборот, они мне, математику, отвечают, что считали по такой-то формуле, в которую подставляли такие-то коэффициенты! Так подставь в определенную формулу определенные коэффициенты – и все субсидии пойдут в Москву! То есть опять же – никто не за что не отвечает, потому что есть формулы! Причем и формулы, и коэффициенты они придумывают сами!

ГЛАВНАЯФОТОГАЛЕРЕЯСМИКОНТАКТЫГОССЛУЖБАБИОГРАФИЯНОВОСТИАРХИВ